По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Модели организации медицинской помощи по трансплантации и донорству органов человека в странах мира

Сергей Владимирович Романов директор федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России, к. м. н., info@pomc.ru

В статье проведен анализ национальных моделей органного донорства в странах Европы, Америки и Азии с учетом наличия в структуре программ органного донорства специалистов трансплантант-координаторов. Автор приходит к заключению об отсутствии возможности успешной реализации программ органного донорства как при наличии подобных специалистов, так и при их отсутствии.

Литература:

1. Виноградов В. Л. Опыт Израиля в организации программы органного донорства. Интервью с трансплант-координатором Кириллом Грозовским / В. Л. Виноградов // Трансплантология. — 2015. — № 2. — С. 20–25.

2. Логинов И. В. Анализ причин дефицита доноров органов и основные направления его преодоления: дис. … канд. мед. наук. — М., 2011. — 130 с.

3. Минина М. Г. Разработка и внедрение в практику здравоохранения инновационной модели донорства органов: дис. … докт. мед. наук. — М., 2016. — 305 с.

4. Alexander S. I. Organ Transplantation in Australia / S. I. Alexander, P. A. Clayton, S. J. Chadban // Transplantation. — 2017. — Vol. 101. — Is. 5. — P. 891–892doi: 10.1097/TP.0000000000001621.

5. Antoine C. Organ Transplantation in France / C. Antoine, Ch. Legendre // Transplantation. — 2017 — Vol. 101. — Is. 3. — P. 445–448doi: 10.1097/TP.0000000000001510.

6. Boratyńska М. Transplantology: Challenges for Today/ М. Boratyńska, D. Patrzałek // Archivum Immunologiae et Therapiae Experimentali. — 2016. — Vol. 64 (Suppl 1). — P. 37–45. — Doi: 10.1007/s00005-016-0439-1.

7. Contreras A. Organ Transplantation in Mexico / A Contreras // Transplantation. — 2016. — Vol. 100. — Is. 10. — P. 2011–2012. — Doi: 10.1097/TP.0000000000001404.

8. Coordinating organ transplantation in Turkey: effects of the National Coordination Center / I. Tokalak [et al.] // Progress in Transplantation. — 2005. — Vol. 15 (3) — P. 283–285 — PMID: 16252636.

9. Cronin A. J. Directed and conditional deceased donor organ donations: laws and misconceptions / A. J. Cronin, J. F. Douglas // Medical law review. — 2010. — Vol. 18 (3). — P. 275–301. — Doi: 10.1093/medlaw/fwq019.

10. Global Database on Donation and Transplantation: goals, methods and critical issues (www.transplantobservatory.org) / B. Mahillo [et al.] // Transplantation Reviews (Orlando). — 2013. — Vol. 27 (2). — P. 57–60. — DOI: 10.1016/j.trre.2013.01.001.

11. Global observatory and database on donation and transplantation: world overview on transplantation activities / R. Matesanz [et al.] // Transplantation Processing. — 2009. — Vol. 41 (6). — P. 2297–301. — Doi: 10.1016/j.transproceed.2009.05.004.

12. Kennedy C. Transplantation in Ireland / C. Kennedy, A. Counihan, C. Magee // Transplantation. — 2017. — Vol.

101. — Is. 1. — P. 1–4. — DOI: 10.1097/TP.0000000000001479.

13. Medina Pestana J. Excellence and Efficiency Through a Structured Large Scale Approach: The Hospital Do Rim in São Paulo, Brazil / J. Medina Pestana // Transplantation. — 2017. — Vol. 101. — Is. 8. — P. 1735–1738. — Doi: 10.1097/TP.0000000000001831.

14. Multivariate Analysis of the Factors Affecting Attitude Toward Organ Donation Among the Ecuadorian Population Residing in Spain / A. Ríos [et al.] // Transplantation Proceedings. — 2018. — Vol. 50 (8). — P. 2253– 2256. — Doi.org/10.1016/j.transproceed.2018.04.011.

15. Murphy P. G. Towards a framework for organ donation in the UK / P. G. Murphy, M. Smith // British Journal of Anaesthesiа. — 2012. — Vol. 108 (1). — P. i56 — i67/ — URL https://doi.org/10.1093/bja/aer402.

16. Organ and Tissue Donations for Transplants in the Macroregional North of Paraná, Brazil / M. Tondinelli [et al.] // Transplantation Proceedings. — 2018. — Vol. 50 (10). — P. 3095–3099. — Doi.org/10.1016/j. transproceed.2018.08.015.

17. Organ Procurement and Transplantation in Belgium / O. Detry [et al.] // Transplantation. — 2017. — Vol. 101. — Is. 9. — P. 1953–1955. — Doi: 10.1097/TP.0000000000001866.

18. Organ Transplantation in the Czech Republic / P. Bachleda [et al.] // Transplantation. — 2018. — Vol. 102. — Is.

6. — P. 303–304. — Doi: 10.1097/TP.0000000000002184.

19. Organ Transplantation in Argentina / G. E. Gondolesi [et al.] // Transplantation. — 2018. — Vol. 102. — Is. 6. — P. 882–886. — Doi: 10.1097/TP.0000000000002172.

20. The 40 donors per million plan: an action plan for improvement of organ donation and transplantation in Spain / R. Matesanz [et al.] // Transplantation Proceedings. — 2009. — V. 41 (8). — P. 3453–3456.

21. Trends in Deceased Organ Donation and Utilization in Korea: 2000–2009 / S. Il Min [et al.] // Journal of Korean Medical Science. — 2010. — Vol. 25 (8). — P. 1122–1127. — PMID: 20676320.

В настоящее время в отечественных средствах массовой информации широко обсуждается проект федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации», который предполагает существенные изменения в системе организации посмертного органного донорства. Важнейшей новеллой законопроекта является регламентация деятельности трансплантант-координаторов донорских баз. Необходимо подчеркнуть, что в силу недостаточного нормативно-правового регулирования по данному вопросу в каждом регионе России, реализующем программы посмертного донорства органов, сформировалась своя система взаимодействия ее участников, при этом в ряде областей и республик применение специалистов, выполняющих функции трансплантант-координаторов, успешно практикуется, в других субъектах Российской Федерации их наличие считают излишним [3].

В связи с изложенным целью нашего исследования стало изучение различных мировых моделей органного донорства и анализ их эффективности в зависимости от наличия в их структуре трансплантант-координаторов.

Современные модели организации работы по органному донорству, как правило, делят на две группы в зависимости от наличия или отсутствия в их системе трансплантационных координаторов. Примером последнего варианта является традиционный мировой лидер в данном направлении — США. В 1984 году Конгрессом США был принят National Organ Transplant Act, который определил действующие до настоящего времени принципы государственной инфраструктуры органного донорства и трансплантации. Основным звеном в данной системе стали донорские организации — Organ Procurement Organization, представляющие собой по сути региональные центры органного донорства. Как правило, подобные донорские центры являются самостоятельными организациями, но они могут входить на правах структурных подразделений в состав крупных специализированных клиник. Работа Organ Procurement Organization осуществляется по территориальному принципу. Донорские организации являются некоммерческими, финансирование их осуществляется из двух источников: министерства здравоохранения страны и центров трансплантации. Основной функцией донорской организации является взаимодействие с донорскими базами обслуживаемой территории по определению вероятных посмертных доноров. Кроме того, донорская организация координирует работу по распределению донорских органов между центрами трансплантации строго на основании листа ожидания, а также осуществляет транспортировку органов. Специалисты донорской организации обеспечивают повышение квалификации медицинских работников на закрепленной территории по вопросам органного донорства и ведению отчетности. Координацию деятельности донорских организаций осуществляет Национальная сеть по донорству и трансплантации органов, которая также является некоммерческой негосударственной организацией и в совет директоров которой входят представители донорских организаций территорий, центров трансплантации органов человека, профессиональных и общественных некоммерческих организаций. Национальная сеть формирует лист ожиданий, координирует распределение донорских органов, обеспечивает работу телефонной горячей линии по взаимодействию с потенциальными реципиентами, проводит научные исследования и ведет информационно-разъяснительную работу с населением станы. Вся информация о выполненных пересадках органов заносится в национальный регистр [2, 3].

Для Цитирования:
Сергей Владимирович Романов, Модели организации медицинской помощи по трансплантации и донорству органов человека в странах мира. ГЛАВВРАЧ. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: