В настоящее время в отечественных средствах массовой информации широко обсуждается проект федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации», который предполагает существенные изменения в системе организации посмертного органного донорства. Важнейшей новеллой законопроекта является регламентация деятельности трансплантант-координаторов донорских баз. Необходимо подчеркнуть, что в силу недостаточного нормативно-правового регулирования по данному вопросу в каждом регионе России, реализующем программы посмертного донорства органов, сформировалась своя система взаимодействия ее участников, при этом в ряде областей и республик применение специалистов, выполняющих функции трансплантант-координаторов, успешно практикуется, в других субъектах Российской Федерации их наличие считают излишним [3].
В связи с изложенным целью нашего исследования стало изучение различных мировых моделей органного донорства и анализ их эффективности в зависимости от наличия в их структуре трансплантант-координаторов.
Современные модели организации работы по органному донорству, как правило, делят на две группы в зависимости от наличия или отсутствия в их системе трансплантационных координаторов. Примером последнего варианта является традиционный мировой лидер в данном направлении — США. В 1984 году Конгрессом США был принят National Organ Transplant Act, который определил действующие до настоящего времени принципы государственной инфраструктуры органного донорства и трансплантации. Основным звеном в данной системе стали донорские организации — Organ Procurement Organization, представляющие собой по сути региональные центры органного донорства. Как правило, подобные донорские центры являются самостоятельными организациями, но они могут входить на правах структурных подразделений в состав крупных специализированных клиник. Работа Organ Procurement Organization осуществляется по территориальному принципу. Донорские организации являются некоммерческими, финансирование их осуществляется из двух источников: министерства здравоохранения страны и центров трансплантации. Основной функцией донорской организации является взаимодействие с донорскими базами обслуживаемой территории по определению вероятных посмертных доноров. Кроме того, донорская организация координирует работу по распределению донорских органов между центрами трансплантации строго на основании листа ожидания, а также осуществляет транспортировку органов. Специалисты донорской организации обеспечивают повышение квалификации медицинских работников на закрепленной территории по вопросам органного донорства и ведению отчетности. Координацию деятельности донорских организаций осуществляет Национальная сеть по донорству и трансплантации органов, которая также является некоммерческой негосударственной организацией и в совет директоров которой входят представители донорских организаций территорий, центров трансплантации органов человека, профессиональных и общественных некоммерческих организаций. Национальная сеть формирует лист ожиданий, координирует распределение донорских органов, обеспечивает работу телефонной горячей линии по взаимодействию с потенциальными реципиентами, проводит научные исследования и ведет информационно-разъяснительную работу с населением станы. Вся информация о выполненных пересадках органов заносится в национальный регистр [2, 3].