По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Модель выбора городского автобуса по критериям экономической эффективности, качества и конкурентоспособности

Фасхиев Х.А. профессор кафедры экономики, менеджмента и маркетинга ФБГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», профессор кафедры прикладной гидромеханики ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», профессор, д-р техн. наук, e-mail: faskhiev@mail.ru

Разработаны критерии оценки уровня совершенства и алгоритм выбора подвижного состава для городских пассажирских перевозок. В роли критериев уровня совершенства автобусов приняты совокупная стоимость владения за период эксплуатации, коэффициенты качества и конкурентоспособности. Разработаны методы определения названных критериев. Предлагаемый алгоритм может быть применен как для сравнения конкурирующих моделей автобусов при выборе, так и для моделирования уровня конкурентоспособности проектируемых моделей. Приведен пример оценки и выбора городского автобуса большого класса для заданных условий эксплуатации.

Литература:

1. Фасхиев Х.А., Костин И.М. Обеспечение конкурентоспособности грузовых автомобилей на этапе разработки. — Набережные Челны: Изд-во Камского политехнического института, 2001. — 349 с.

2. Фасхиев Х.А. Управление качеством и конкурентоспособностью изделий // Методы менеджмента качества. — 2017 — №3. — С. 18–24; №4. — С. 38–43.

3. Фасхиев Х.А., Крахмалева А.В., Сафарова М.А. Конкурентоспособность автомобилей и их агрегатов. — Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2005. — 187 с.

4. Краткий автомобильный справочник. Автобусы / Б.В. Кисуленко и др. — М.: НПСТ «Трансконсалтинг», 2002. — 360 с.

В перевозках пассажиров, особенно на близкие расстояния, ключевую роль в России играет автомобильный транспорт. Из 20 млрд ежегодно перевозимых пассажиров около 12 млрд (60%) приходится на долю автобусов, а доля пассажирооборота автобусами превышает 30%. Автомобильный транспорт является основным видом транспорта при обеспечении подвижности населения с трудовыми, бытовыми и культурными целями. Автобусный транспорт выполняет важную социальную роль — обеспечивает подвижность наиболее незащищенных слоев населения: около 20% пассажиров в городском и пригородном сообщении составляют лица, имеющие право на льготный проезд. Автобусы обеспечивают регулярные перевозки 1,6 тыс. городов и поселков городского типа (68% от их общего числа); обслуживают в пригородном и междугородном сообщении более 85 тыс. сельских населенных пунктов (55% от их общего количества).

Ключевыми критериями оценки эффективности логистической деятельности были и остаются время и затраты на доставку. В пассажирских перевозках к этим критериям добавляется еще и качество транспортной услуги. Все эти три критерия в существенной степени зависят от применяемого в логистической цепи доставок подвижного состава. В результате реформирования экономики, в том числе автотранспортного комплекса, в 1990-х гг. оказалась практически ликвидирована производственно-техническая база автотранспортных предприятий. В итоге, износ основных фондов автомобильного транспорта сейчас составляет более 60%, более половины автобусов и грузовых автомобилей имеют «возраст» свыше 10 лет. Новым автобусам, находящимся в возрасте до трех лет, принадлежит пока всего 17% парка. Практика показывает, что обновление парка подвижного состава позволяет существенно повысить эффективность работы, улучшить финансовое положение автотранспортных предприятий (АТП). Изношенность парка приводит к чрезмерным простоям в техническом обслуживании и ремонте, повышению вредных выбросов в составе отработавших газов. Физический износ транспортных средств влечет за собой снижение уровня безопасности транспортного процесса, рост транспортных издержек и может стать причиной возникновения определенного дефицита провозных возможностей в отдельных частях транспортной системы, увеличению интервала движения в пассажирских перевозках. Перед автотранспортным комплексом остро стоит проблема обновления парка подвижного состава. При обновлении парка перед хозяйствующими субъектами возникает задача выбора из множества альтернатив эффективного подвижного состава для заданных условий эксплуатации, в связи с чем, тема исследований данной работы является актуальной.

Для Цитирования:
Фасхиев Х.А., Модель выбора городского автобуса по критериям экономической эффективности, качества и конкурентоспособности. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: