Осуществление социально-экономических и политических реформ в России кардинальным образом изменило смысл и содержание деятельности учителя, способствовало усложнению задач, стоящих перед общеобразовательными учебными учреждениями. Педагогические условия формирования кадрового потенциала в современных условиях претерпевают значительные изменения в соответствии с потребностями обновления всей системы образования России.
Характер этих изменений объясняется необходимостью реализации идеи непрерывного образования в аспекте личностного, профессионального самоопределения учителя и перехода к программно-целевому принципу организации деятельности учреждений с целью обеспечения реализации конкретных программ развития образования.
Актуальность исследуемой проблемы обусловливается и тем, что постоянно продолжается обновление содержания и технологий обучения, форм организационно-управленческого взаимодействия образовательных учреждений и органов управления. Есть необходимость в создании механизмов, позволяющих обеспечить координацию и взаимодействие различных учебных заведений, реализующих современную программу формирования кадрового потенциала. В соответствии с этим современные общеобразовательные учебные учреждения ориентируются на свою мобильность, способность к естественной самоорганизации, структурно-функциональному упорядочиванию, созданию механизмов, обеспечивающих обратную связь системы с заказчиками и потребителями образовательных услуг. Программа формирования кадрового потенциала справедливо рассматривается как один из мощных факторов развития всей системы российского образования.
Одним из основных направлений остается обеспечение образовательных учреждений высококвалифицированными кадрами. К сожалению, существует нехватка педагогических кадров, нужны преподаватели иностранных языков, истории, информатики, физики, химии, математики, школы арктических улусов особенно нуждаются в учителях с несколькими специальностями. Начавшаяся реализация Указа Президента РФ и Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) «О первоочередных мерах обеспечения педагогическими кадрами школ Республики Саха (Якутия)» [1] поможет в реализации национальных образовательных проектов. Ими предусмотрены доплаты молодым специалистам, строительство ведомственного жилья, выдача кредитов.