По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.1

Модель развития и становления психологических факторов в управлении персоналом и их воздействие на сотрудников предприятий

Тяпкина С. А. студентка, ИПиУ «Московский городской педагогический университет», г. Москва, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Москва, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: sw.svetlana2013@yandex.ru
Колесников А. В. канд. экон. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и правоведения, ИПиУ «Московский городской педагогический университет», г. Москва, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Москва, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36

В статье рассматривается совершенствование психологических факторов стимулирования, анализируются исторические аспекты развития методов мотивации и психологической поддержки.

Литература:

1. Наука и образование в XXI веке // Сборник научных трудов по материалам международной научнопрактической конференции. — Тамбов: Изд-во ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. — 164 с.

2. Геополитика. Анализ и прогнозирование социально-политической обстановки в мире. Сб. студенческих работ / ред. Ю. Крохина. — М.: Студенческая наука, 2012. — 1563 с.

3. Жилина Е.В. Формы стимулирования в системе мотивации труда // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №2. — С. 37–39.

4. Сотникова С.И. Управление персоналом: деловая карьера. — Новосибирск: НГУЭУ, 2013. — 240 с.

5. Шепель В.М. Пособие по психологии для мастеров и бригадиров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 1978. — 200 с.

6. Сидорова В. Н. Управление производственным персоналом — своевременность и актуальность// Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2016. — № 3. — С. 42–44.

7. Репникова М., Джамалудинова М. Ю. Управление человеческими ресурсами российских предприятий: проблемы и направления развития // Российский экономический интернетжурнал. — 2018. — № 3. — С. 51.

8. Кожухарь Е. В., Гарнова В. Ю. Особенности эмоциональной устойчивости и профессионального самоопределения студентов как будущих работников // Сборник: Современные проблемы экономики и менеджмента. Материалы международной научно-практической конференции. — Воронеж: ВГУ, 2019. — С. 123–126.

Управление персоналом — одна из наиболее важных сфер жизни любого коллектива, способная многократно повысить роль предприятия на экономическом рынке. Само понятие «управление персоналом» должно рассматриваться в достаточно широком диапазоне от экономически социального до философско-психологического.

Данная проблема сегодня имеет большую популярность ввиду высокой конкурентоспособности предприятий и возросших требований к выпускаемой продукции. Через научно-технический прогресс и развитие промышленности производство отечественной продукции стремится в мировые лидеры, а создание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе становится неотъемлемым элементом повышения качества выпускаемой продукции и производительности труда [1].

Еще в начале XX века внимание специалистов было приковано к проблеме человеческих взаимоотношений в производственном процессе. Методом проводимых исследований было выявлено, что на результативность труда влияют не только материальные условия, но и социально-психологические факторы — идеи рабочего коллектива, материальное поощрение, внимание со стороны руководства, возможность поддержания неформальных контактов с коллегами и общественное признание труда каждого сотрудника. Низкая психологическая обоснованность стимулирования отрицательно сказывалась на моральных побуждениях личности. Через знание мотивов побуждения человека к деятельности можно сформулировать эффективную профессиональную мотивацию.

Рассмотрение данной проблемы стоит начать с момента становления нашего государства как индустриальной страны, то есть с начала принятия плана первой пятилетки, который был утвержден в мае 1929 года на V съезде Советов. Главной задачей первой пятилетки было создание базы для развития новых отраслей промышленности, увеличения производства всех видов продукции и необходимости приступить к выпуску новой техники [2]. Страну необходимо было вывести из кризиса экономики, сложившегося после Октябрьской революции и Первой мировой войны. Лозунг «Догнать и перегнать Америку» вселял гордость за страну, давая людям уверенность в том, что они будут являться строителями новой жизни, давал свои результаты. Молодежь приступала к работе с большим энтузиазмом. По всей стране началось масштабное строительство, строились заводы, электростанции, прокладывались железнодорожные пути, метро. За 4 года и 3 месяца было построено более 1500 объектов, среди них такие, как ДнепроГЭС, Московский шарикоподшипниковый завод, Ростсельмаш и др., из которых многие работают и по сей день. Психологическим стимулом для качественной работы на строительстве объектов для населения в целом была высокая моральная подготовка. Люди были готовы работать в непосильных условиях, чтобы догнать Запад, тем более, что их труд был хорошо оплачен. Также государство предлагало выгодные проценты для открытия депозитов. В 1929 году в США была Великая депрессия, и многие высококвалифицированные специалисты приезжали в Советы, чтобы реализовать себя. Иностранцы передавали бесценный опыт, который был необходим для строительства нового государства, что в свою очередь повышало производительность, а производство получало качественный продукт. Вместе с тем следует отметить, что первый опыт психологического воздействия основывался на методах, применяемых еще в дореволюционной России, что не давало полного представления о применении стимулов поощрения и способов принуждения.

Для Цитирования:
Тяпкина С. А., Колесников А. В., Модель развития и становления психологических факторов в управлении персоналом и их воздействие на сотрудников предприятий. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: