Управление персоналом — одна из наиболее важных сфер жизни любого коллектива, способная многократно повысить роль предприятия на экономическом рынке. Само понятие «управление персоналом» должно рассматриваться в достаточно широком диапазоне от экономически социального до философско-психологического.
Данная проблема сегодня имеет большую популярность ввиду высокой конкурентоспособности предприятий и возросших требований к выпускаемой продукции. Через научно-технический прогресс и развитие промышленности производство отечественной продукции стремится в мировые лидеры, а создание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе становится неотъемлемым элементом повышения качества выпускаемой продукции и производительности труда [1].
Еще в начале XX века внимание специалистов было приковано к проблеме человеческих взаимоотношений в производственном процессе. Методом проводимых исследований было выявлено, что на результативность труда влияют не только материальные условия, но и социально-психологические факторы — идеи рабочего коллектива, материальное поощрение, внимание со стороны руководства, возможность поддержания неформальных контактов с коллегами и общественное признание труда каждого сотрудника. Низкая психологическая обоснованность стимулирования отрицательно сказывалась на моральных побуждениях личности. Через знание мотивов побуждения человека к деятельности можно сформулировать эффективную профессиональную мотивацию.
Рассмотрение данной проблемы стоит начать с момента становления нашего государства как индустриальной страны, то есть с начала принятия плана первой пятилетки, который был утвержден в мае 1929 года на V съезде Советов. Главной задачей первой пятилетки было создание базы для развития новых отраслей промышленности, увеличения производства всех видов продукции и необходимости приступить к выпуску новой техники [2]. Страну необходимо было вывести из кризиса экономики, сложившегося после Октябрьской революции и Первой мировой войны. Лозунг «Догнать и перегнать Америку» вселял гордость за страну, давая людям уверенность в том, что они будут являться строителями новой жизни, давал свои результаты. Молодежь приступала к работе с большим энтузиазмом. По всей стране началось масштабное строительство, строились заводы, электростанции, прокладывались железнодорожные пути, метро. За 4 года и 3 месяца было построено более 1500 объектов, среди них такие, как ДнепроГЭС, Московский шарикоподшипниковый завод, Ростсельмаш и др., из которых многие работают и по сей день. Психологическим стимулом для качественной работы на строительстве объектов для населения в целом была высокая моральная подготовка. Люди были готовы работать в непосильных условиях, чтобы догнать Запад, тем более, что их труд был хорошо оплачен. Также государство предлагало выгодные проценты для открытия депозитов. В 1929 году в США была Великая депрессия, и многие высококвалифицированные специалисты приезжали в Советы, чтобы реализовать себя. Иностранцы передавали бесценный опыт, который был необходим для строительства нового государства, что в свою очередь повышало производительность, а производство получало качественный продукт. Вместе с тем следует отметить, что первый опыт психологического воздействия основывался на методах, применяемых еще в дореволюционной России, что не давало полного представления о применении стимулов поощрения и способов принуждения.