Любое новое решение начинается с идеи. Многие инновационные продукты подсказаны нашей повседневной жизнью или творческими идеями. Однако первичная идея — это только начало пути, по которому разрабатывается готовое решение. Для генерации первичных идей могут быть использованы различные техники нестандартного мышления: например, мозговой штурм. Для развития идей и превращения их в эффективные технические решения нужны другие методики, одной из которых является техника управляемого (или «талантливого») мышления — методология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Оба этих подхода — генерация идей с помощью метода мозгового штурма и решение задач по методике ТРИЗ — могут быть успешно объединены в целостную методику для проектирования желаемого технического решения (изобретательский процесс проектирования — ИПП).
Мозговой штурм — это креативный метод нахождения решений, новых идей или новых концепций. Процесс придумывания новых решений может представлять трудности по некоторым причинам: иногда люди неохотно предлагают свои идеи, опасаясь критики со стороны коллег или руководства; или же к проблеме, которую нужно решить, не подходит ни один из существующих вариантов ее решения. Техника мозгового штурма, предложенная Алексом Осборном, позволяет придумывать любое количество идей, даже самых невероятных и несерьезных. Поскольку практически маловероятно сразу придумать идеальное решение, Осборн рекомендует собирать все идеи, какие только возникнут во время сессии мозгового штурма, а потом отбирать из них наилучшие. Идея, которая воспринималась на первый взгляд как невероятная, может оказаться вполне правдоподобной после последующей модификации.
В результате групповых обсуждений рождается множество творческих и новаторских мыслей и идей, которые могут стать основой лучших конструкторских решений. Профессор иорданского университета Al-balqa Applied University Биляль Адель Аль-хатиб (Bilal Adel Al-khatib) провел эксперимент по оценке уровня креативности участников при решении задач. Он разделил 98 студентов на две группы: контрольной группе было предложено провести мозговой штурм для решения поставленных задач, а второй — экспериментальной группе — было предложено самостоятельно в индивидуальном порядке выдвигать идеи. Контрольная группа оказалась более эффективна в развитии креативности, чем экспериментальная группа [1]. Еще одно интересное исследование было проведено с целью изучения эффективности мозгового штурма в рабочей обстановке в условиях промышленного предприятия. Исследование показало, что участники, которые генерировали идеи в группе, показали лучшие результаты, чем участники, предлагавшие идеи индивидуально [2].