По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Модель оценки компетенций специалиста службы кадровой безопасности (часть 1)

И. Н. Махмудова д-р экон. наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева. E-mail: Mahmudova.I@yandex.ru

В статье представлена авторская методика оценки уровня компетенций, описан пошаговый алгоритм действий. Благодаря ей устранены субъективные элементы, имеющиеся в методике «Ассессмент Центр». Исходные данные берутся исключительно из объективных источников, утвержденных как на законодательном уровне в государстве (профессиональные стандарты), так и в рамках конкретной организации (локальные нормативные документы). Стало возможным не просто оценивать любые интересные (на взгляд исследователя или руководства компании) компетенции. Авторская методика позволяет выводить расчетно-аналитическим и экспертно-логическим путем сами компетенции из требований рабочего места (с учетом его специфики) и требований должности. Более того, формулируя корпоративные компетенции, учитываются и специфические особенности самой компании, ее специфика. При выявлении уровня компетенций определяется трудовой потенциал и мотивационная составляющая нахождения сотрудника в занимаемой им должности. Это дает возможность вовремя спланировать дальнейшее развитие сотрудника в рамках данной компании. Методика оценки уровня компетенций позволяет точно рассчитать бюджет расходов на персонал, на развитие каждого конкретного сотрудника.

Литература:

1. Personnel Safety In The System Of Economic Security And Personnel Management. Author(s): I. N. Makhmudova, L. A. Ilyukhina, I. V. Bogatyreva // Global challenges and prospects for the development of modern economy. International scientifi c-practical conference. December 11–13, 2018, Samara — Moscow. No. 189. P. 1859–1865. DOI: https://dx.doi. org/10.15405/epsbs.2019.03.189. ISSN: 2357-1330.WebofScience. https://www.futureacademy.org-uk/publication/EpSBS/GCPMED2018/page 10.

2. Махмудова И. Н. Методика оценки компетенций персонала для определения соответствия профстандарту / И. Н. Махмудова // Научное обозрение: теория и практика. — М.: Наука образования, 2017. — № 1. — С. 59–74.

В ситуации, когда внешние условия и обстановка внутри организации становятся нестабильными, требуются не только грамотные управленческие решения, но и эффективная деятельность работников на местах. Именно поэтому важно, чтобы каждый из сотрудников организации находился на своем месте с учетом профессиональных и деловых качеств, присущих именно данной должности [1], чтобы не было случайных людей, чья некомпетентность может создавать дополнительные угрозы персоналу и организации в целом.

Для оценки компетенций сотрудников в занимаемой должности необходимо разработать модель оценки компетенций [2]. Продемонстрируем алгоритм оценки, используя авторскую методику профессора Самарского университета Махмудовой Ирины Николаевны. Раскроем пошаговую инструкцию на примере оценки уровня компетенций начальника службы безопасности организации.

Для оценки компетенций предварительно нужно ознакомиться с требованиями рабочего места к специалисту в должности. Для этого следует построить «профиль должности», предварительно ознакомившись с официально утвержденными документами как на федеральном уровне (с профессиональным стандартом должности), так и на локальном уровне организации (утвержденной должностной инструкцией и Положением о структурном подразделении для оцениваемой должности).

Профиль должности включает категорию работника, условия его труда, цель и показатели эффективности труда в занимаемой должности, мотивационную схему, которую готова предложить организация в соответствии с имеющимися у нее возможностями. В профиле должности раскрываются требования к теоретическому и практическому уровню профессиональной подготовки с необходимостью и желательностью, из которого в дальнейшем будут выведены конкретные способности, необходимые работнику именно для данной должности (см. профессиограмму). Выше приведен профиль должности для начальника службы кадровой безопасности.

Ознакомившись с требованиями рабочего места, следует оценить и саму должность (на основе должност ной инструкции и профстандарта). Составим квалификационную характеристику на работника в должности. Требования к должности также неравноценны, поэтому мы их взвесили, расставив весовые коэффициенты. Коэффициент k = 1,5 означает «очень важно», k = 1,0 — «важно», k = 0,5 — «желательно».

Для Цитирования:
И. Н. Махмудова, Модель оценки компетенций специалиста службы кадровой безопасности (часть 1). Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: