По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330

Модель открытого мышления как инструмент организационных преобразований с целью роста и развития бизнеса

Хомутский Д.Ю. канд. техн. наук, МВА, руководитель, Центр инновационного менеджмента, ВШКУ РАНХиГС, г. Москва
Андреев Г.С. канд. псих. наук, DBА, независимый консультант, г. Иркутск

Одним из инструментов инициации и запуска процесса организационных преобразований в компании с целью внедрения в корпоративную культуру элементов гибкости и адаптивности является модель открытого мышления. В статье рассматриваются основные этапы и характерные особенности модели открытого мышления, которые составляют его ценность как нового инструмента для решения широкого спектра задач в области организационных преобразований.

Модель открытого мышления может способствовать органичному росту и инновационному развитию компании, как всеобщее управление качеством (Total Quality Management) способствует непрерывному повышению качества всех организационных процессов. Для этого необходимо разобраться в сущности процессов и инструментов открытого мышления и научить управленцев ими системно пользоваться.

Дискуссия о том, можно ли научить менеджеров принципам и методам работы профессиональных дизайнеров, имеет давнюю историю. Дизайнеры утверждают, что для профессиональной работы требуется специальное фундаментальное образование, которое выходит далеко за рамки курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. По мнению дизайнеров, менеджеры, получившие начальные знания и навыки дизайнерского творчества, могут заметно снизить качество работы проектных команд, в которые включены профессиональные дизайнеры, настаивая на своих решениях с помощью административных рычагов. Однако, следует различать профессиональный дизайн и концепцию дизайн-мышления, созданную для работы мультидисциплинарных команд для решения сложных задач в области разработки и вывода на рынок новых продуктов и проектирования стратегического развития компании.

Одаренные дизайнеры сочетают в себе эстетическую восприимчивость и глубокие способности в сфере визуализации, этнографии и распознавания образов, что не является сильными сторонами большинства менеджеров. Но когда заходит речь о росте и развитии бизнеса, нужны не способности, основанные на врожденных талантах и студийном обучении, – требуется умение системно решать возникающие проблемы и стратегические задачи. Этому умению можно научить, а дизайн-мышление является одним из бизнес-инструментов, которыми пользуются управленцы для конструирования эффективных решений. Ключевыми понятиями в модели открытого мышлении (называемой также «дизайн-мышлением») являются три – эмпатия, изобретательность и итерация.

Эмпатия. Открытое мышление начинается с эмпатии, которая означает глубокую связь с потребителями решений. Менеджеры с дизайнерским стилем мышления погружают себя в состояние потребителя. Эмпатия больше, чем клиентоориентированность, так как подразумевает понимание потребителей как личностей с их эмоциями и проблемами, а не как объекты для целевых продаж или источники для демографической статистики с показателями уровня дохода, возраста или семейного положения. Эмпатия включает понимание как эмоциональных, так и рациональных нужд и ожиданий потребителей. Дизайн-мышление стремится «ухватить» потребителя на эмоциональном уровне.

Для Цитирования:
Хомутский Д.Ю., Андреев Г.С., Модель открытого мышления как инструмент организационных преобразований с целью роста и развития бизнеса. Лин-технологии: Бережливое производство. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: