По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.2

Модель оплаты труда работникам ресторанного бизнеса на основе оценок качества их труда

Выгодчикова И. Ю. канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры дифференциальных уравнений и математической экономики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов

Разработана модель оплаты труда работникам ресторанного бизнеса. Рассмотрены основные категории работников — повара, официанты, администрация и бухгалтерия. Для оплаты труда поваров и официантов разработана сдельно-премиальная система оплаты труда на основе анализа показателей качества их работы. Выполнена оценка качества работы по каждому критерию, построен интегральный индекс. Расчет премий выполнен с использованием оптимизационной задачи. Сдельно-премиальная система оплаты труда для работников бухгалтерии и администрации разработана на основе иерархического рейтинга и метода группировки. Выполненное исследование позволит руководству усовершенствовать систему материального стимулирования работников ресторана и повысить их мотивацию к улучшению качества труда.

Литература:

1. Симачкова Н. Н., Фатеева Н. Б., Петрова Л. Н., Петрякова С. В., Крутикова Н. Ф. Оценка персонала при найме на примере организации ресторанного бизнеса // Образование и право. — 2021. — №10. — С. 173–178.

2. Жданкин Н. А. Как мотивировать персонал на реализацию эффективной стратегии // Менеджмент сегодня. — 2016. — №4. — С. 198–206.

3. Жданкин Н. А. Восемь правил эффективной мотивации, или Как правильно мотивировать персонал // Управление персоналом. — 2008. — №3. — С. 32–39.

4. Чибикова Т. В., Савченко Е. В. Разработка модели мотивации персонала для ресторанов быстрого питания // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2020. — №1 (33). — С. 58–63.

5. Крайнюк Л. Н., Полчанинова И. Л., Шишлакова Е. В. Особенности мотивации труда на ресторанных предприятиях г. Харькова // Международный научный журнал «Интернаука». Серия: Экономические науки. — 2018. — №2 (10). — С. 68–73.

6. Выгодчикова И. Ю. О моделировании долевой структуры финансирования премиальных выплат с использованием минимаксного критерия качества // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. — 2015. — Т. 15, вып. 2. — С. 202–206.

7. Выгодчикова И. Ю., Павлова А. И., Пекарева Е. Ю. Иерархическая система принятия решений о распределении фонда оплаты труда на основе минимаксного критерия и рейтинговых оценок // В сборнике: Перспективные информационные технологии (ПИТ-2020). — Труды Международной научно-технической конференции. Под ред. С. А. Прохорова, 2020. — С. 209–213.

8. Выгодчикова И. Ю. Модель долевого распределения премиального фонда оплаты труда в сфере спортивных услуг на основе минимаксного критерия // Менеджмент качества. — 2019. — №1. — С. 56–63.

9. Выгодчикова И. Ю., Павлова А. И. Программа для долевого распределения фонда оплаты труда на основе иерархической процедуры и минимаксного критерия //С-во о регистрации программы для ЭВМ RU №2020664386, 12.11.2020. Заявка №2020662348 от 18.10.2020.

10. Выгодчикова И. Ю. Минимаксная модель и балльно-рейтинговый подход для оплаты труда работников спортивных секций вуза // Стратегии бизнеса. — 2020. — Т. 8, №4. — С. 91–93.

Проблема совершенствования методов и моделей оплаты труда в ресторанном бизнесе является актуальной ввиду высокого спроса на свежеприготовленные продукты со стороны населения. Высокую популярность приобретает быстрая доставка готовой еды от производителя к потребителю. Для выполнения и обслуживания заказа обычно используется онлайн-приложение. В последнее время разработки по усовершенствованию ресторанного бизнеса направлены главным образом на усовершенствование интернет-приложений. Ведется также ряд исследований по оценке качества работы персонала в ресторанном бизнесе. Так, в работе [1] получены критерии оценки труда работников ресторанного бизнеса по видам их деятельности, однако не показан процесс нормировки показателей для перевода к модельному принципу построения системы оплаты труда. Многие работы направлены на поиск мотивирующих факторов для персонала ресторанного бизнеса [2–4].

Для получения оценок качества труда работникам ресторана1 часто применяются методы группировок и экспертных оценок, статистические, вероятностные подходы, методы нейронных сетей и проч. Применение таких подходов требует учета специфики данных с учетом категории работников (повар, официант, менеджер и проч.) и усложняется ввиду высокой текучести кадров среди официантов и работников доставки.

В целом очевидно недостаточное развитие математических моделей оплаты труда, на основе которых можно будет создавать системы нормирования и оплаты труда в ресторанном бизнесе. Такая унификация позволит усовершенствовать информационную систему за счет добавления программных разработок, основанных на математических алгоритмах.

Целесообразно выработать универсальную, обучаемую (за счет модификации параметров) и адаптированную к входным данным систему оплаты труда в ресторанном бизнесе.

Цель статьи — построение сдельнопремиальной системы оплаты труда работникам ресторанного бизнеса на основе интеграции математических, статистических и логических инструментов анализа данных.

Для Цитирования:
Выгодчикова И. Ю., Модель оплаты труда работникам ресторанного бизнеса на основе оценок качества их труда. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала