Цель статьи: разработать модель дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в результате наезда автомобиля на локальный дорожный подъем, для расчета скорости транспортного средства на момент наезда с учетом затрат кинетической энергии на последующее перемещение и механическую работу деформации неподвижного препятствия, что позволит получить достоверные данные и материалы для дальнейшего объективного рассмотрения дорожно-транспортного происшествия.
Постановка проблемы. В качестве исходных данных для разработки модели примем следующие условия и значения: дорожно-транспортное происшествие, произошедшее при наезде автомобиля на локальный дорожный подъем (земляной холм), приведшем к его дальнейшему перемещению по воздуху и столкновению с электрической опорой на пути перемещения транспортного средства. Покрытие проезжей части гравийное; состояние проезжей части — сухой гравий. Вес автомобиля в снаряженном состоянии — 1300 кг. Загруженность — три человека. Требуется определить скорость автомобиля на момент наезда на земляной холм с учетом поднятия транспортного средства на высоту 3 м с одновременным перемещением по воздуху на расстояние 16,4 м, столкновением с электрической опорой на пути перемещения и ее разрушением.
Анализ последних исследований и публикаций. Практические и теоретические аспекты определения параметров движения транспортного средства на момент столкновения рассмотрены в работах многих отече ственных (С.А. Евтюков, А.И. Рябчинский, Ю.Б. Суворов, Б.Е. Боровских) и зарубежных авторов (R. Byatt, R. Watts, Christopher J.L. Murray, J.C. Сollins, J.L. Morris). Это является первоочередной задачей при расследовании причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Существует большое количество объективных и субъективных параметров, которые находятся в причинно-следственной связи с ДТП. Поэтому стандартные подходы нередко не позволяют достоверно реконструировать процесс ДТП, что и обусловило необходимость в разработке математической модели для данного конкретного случая.