По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.113

Модель ДТП при наезде автомобиля на статичное препятствие

Д.А. Морозов канд. техн. наук, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, E-mail: dimo19@mail.ru
С.В. Хмельницкий канд. техн. наук, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
В.А. Ковалев канд. техн. наук, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
П.Г. Руденко аспирант, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В работе предложена модель дорожно-транспортного происшествия при наезде автомобиля на локальный дорожный подъем, которая позволяет произвести расчет скорости на момент наезда с учетом параметров последующего перемещения транспортного средства и его механического взаимодействия в результате перемещения с неподвижным препятствием. Предложенная модель позволяет учесть затраты кинетической энергии автомобиля на последующее перемещение и механическую работу деформации неподвижного препятствия.

Литература:

1. Байэтт Р. Расследование дорожно-транспортных проиcшествий [Текст] / Р. Уотс. — М.: Транспорт, 1983. — 288с.

2. Евтюков С.А., Васильев Я.В. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий. / Под общ. ред. С.А. Евтюкова. — СПб.: ДНК, 2004. — 288 с.

3. Евтюков С.А., Васильев Я.В. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Справочник. — СПб.: ДНК, 2006. — 536 с.

4. Судебно-автотехническая экспертиза: Методическое пособие для экспертов-автотехников, следователей и судей / Под ред. В.А. Иларионова. — Ч. 2. — М.: ВНИИСЭ, 1980. — 491 с.

5. Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебник для вузов. — М.: Транспорт, 1989. — 255 с.

6. Расследование дорожно-транспортных происшествий / Под общ. ред. В.А. Федорова, Б.Я. Гаврилова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2003. — 464 с.

7. Транспортно-трассологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Диагностическое исследование: Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. — Вып. 2. — М.: ВНИИСЭ, 1988.

8. Yang J., Ren S., Ma Z., Wang H., Luo T. Modeling of road traffic collision accidents' causes and experimental analysis of influential factors: DongnanDaxueXuebao (ZiranKexue Ban) / Journal of Southeast University (Natural Science Edition) Volume 45, Issue 5, 20 September 2015, Pages 1008–1012.

9. Справочник по сопротивлению материалов / Г.С. Писаренко, А.П. Яковлев, В.В. Матвеев / Отв. ред. Г.С. Писаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Наук. думка, 1988. — 736 с.

10. Физические величины: Справочник / А.П. Бабичев, Н.А. Бабушкина, А.М. Братковский и др. / Под ред. И.С. Григорьева, Е.З. Мейлихова. — М.: Энергоатомиздат, 1991. — 1232 с.

11. Подлоцкий И.Н. Оценка специалистом степени субъективности восприятия очевидцем характеристик внешнего облика человека // Вестник Московского университета МВД России. — 2014. — № 2. — С. 8–9.

12. Кисляков С.В. Совершенствование организации проведения следственного эксперимента на первоначальном этапе расследования ДТП с причинением вреда здоровью человека // Российский юридический журнал. — 2016. — № 2. — С. 108–113.

13. Гольчевский В.Ф., Жигалов Н.Ю., Карнович С.А. Отдельные аспекты алгоритма решения экспертной задачи определения скорости движения пешехода // Российский следователь. — 2014. — № 11. — С. 3–5.

14. Омуров Ж.М. Эксплуатационные свойства транспортных средств, влияющие на режим движения // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. — 2016. — № 3. — С. 141–144.

15. Балакин В.Д., Щипан И.В. Реконструкция механизма дорожно-транспортного происшествия со столкновением легковых автомобилей // Вестник СибАДИ. — 2014. — № 36. — С. 7–12.

Цель статьи: разработать модель дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в результате наезда автомобиля на локальный дорожный подъем, для расчета скорости транспортного средства на момент наезда с учетом затрат кинетической энергии на последующее перемещение и механическую работу деформации неподвижного препятствия, что позволит получить достоверные данные и материалы для дальнейшего объективного рассмотрения дорожно-транспортного происшествия.

Постановка проблемы. В качестве исходных данных для разработки модели примем следующие условия и значения: дорожно-транспортное происшествие, произошедшее при наезде автомобиля на локальный дорожный подъем (земляной холм), приведшем к его дальнейшему перемещению по воздуху и столкновению с электрической опорой на пути перемещения транспортного средства. Покрытие проезжей части гравийное; состояние проезжей части — сухой гравий. Вес автомобиля в снаряженном состоянии — 1300 кг. Загруженность — три человека. Требуется определить скорость автомобиля на момент наезда на земляной холм с учетом поднятия транспортного средства на высоту 3 м с одновременным перемещением по воздуху на расстояние 16,4 м, столкновением с электрической опорой на пути перемещения и ее разрушением.

Анализ последних исследований и публикаций. Практические и теоретические аспекты определения параметров движения транспортного средства на момент столкновения рассмотрены в работах многих отече ственных (С.А. Евтюков, А.И. Рябчинский, Ю.Б. Суворов, Б.Е. Боровских) и зарубежных авторов (R. Byatt, R. Watts, Christopher J.L. Murray, J.C. Сollins, J.L. Morris). Это является первоочередной задачей при расследовании причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Существует большое количество объективных и субъективных параметров, которые находятся в причинно-следственной связи с ДТП. Поэтому стандартные подходы нередко не позволяют достоверно реконструировать процесс ДТП, что и обусловило необходимость в разработке математической модели для данного конкретного случая.

Для Цитирования:
Д.А. Морозов, С.В. Хмельницкий, В.А. Ковалев, П.Г. Руденко, Модель ДТП при наезде автомобиля на статичное препятствие. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала