В плоть до 1970-х годов лишь немногие ученые в своих трудах уделяли внимание моде. Среди них можно выделить труды Г. Зиммеля, Т. Веблена, Э. Сепира и некоторых других. В ХХ веке интерес к моде как к социокультурному явлению со стороны ученых существенно возрастает. Многие ведущие мыслители различных областей науки предпринимают попытки объяснить моду через социологию, философию, психологию; к их числу можно отнести работы П. Бурдье, Ж.-Г. Тарда, Э.С. Богардуса, А. Ленгле и многих других ученых этого периода. Развитие профессиональной модной деятельности, растущее внимание к моде в социальной среде усиливают интерес к ней со стороны науки, что, в свою очередь, приводит к разнообразию научных подходов и концепций. Оспариваются ключевые положения классических трудов ХIХ — начала ХХ века. Так, в 1969 году известный американский социолог Герберт Блумер в своей работе «Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору» предпринимает попытку пересмотреть выводы Г. Зиммеля, изложенные в его труде о моде, вышедшем в 1905 году.
Г. Блумер обращает внимание на бесспорное проявление моды во многих, порой не связанных между собой областях человеческой деятельности, таких как живопись, литература, музыка, медицина, промышленность, биология, физика, математика и др. Он утверждает, что мода уже не есть периферийная и незначительная социальная случайность, а, напротив, она оказывает существенное влияние на любую область, с которой соприкасается [1, c. 128].
В первую очередь Г. Блумер критически переосмысливает теорию Г. Зиммеля о роли элиты в модных процессах. Пропуская данный вопрос через призму своего времени, Блумер доказывает, что не элита делает вещь модной, а, наоборот, «модность модели» позволяет элите обратить на нее свое внимание [1, c. 135]. Механизм моды включается не вследствие необходимости в жесткой классовой дифференциации или классовом подражании, как это было отмечено Зиммелем на рубеже ХIХ–ХХ столетий [2, c. 267], а вследствие потребности быть в тренде, быть на вершине притязательной моды. Такая эволюция моды вносит фундаментальные изменения в ее положение. По мнению Г. Блумера, данные трансформации «перемещают моду из области классовой дифференциации в область коллективного отбора и сосредоточивают ее механизм в процессе такого отбора» [1, c. 137].