По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 070.1:323–053.6 (470) DOI:10.33920/pol-01-2303-03

Мобилизационный компонент масс-медиа в процессе политической социализации молодежи

Малик Елена Николаевна канд. полит. наук, доцент, ФГКВОУ ВО «Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации», 302015, г. Орёл, ул. Приборостроительная, д. 35, e-mail: malik57-elena@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9849-3581

В статье раскрыта роль института масс-медиа в процессах формирования политического сознания и социально-политических ориентиров современной молодежи. Формирование политического сознания и поведения современной молодежи происходит в условиях нарастания мобилизационного компонента глобальной Сети, т. е. «медиатизации» и «интернетизации» социальной жизни. Эти процессы характеризуются, с одной стороны, ростом взаимозависимости мирового сообщества во всех сферах жизни, прежде всего — политической, экономической и культурной; с другой — формированием глобальной медиаструктуры этих отношений, связывающих отдельные общества в единую систему. Стремительно меняющееся пространство Интернета обусловливает специфический вектор социализационного процесса российской молодежи. Проведенный анализ показал, что процессы интернетизации и распространение современных информационно-коммуникационных технологий способствуют существенному повышению эффективности взаимодействия с молодежным сегментом и социальной трансформации. Поэтому актуальным становится не только процесс изучения поведения молодого поколения в условиях развития сетевых технологий, но и разработка актуальных средств и механизмов для ведения политической и общественной дискуссий в условиях медиатизации политики, а также более активного и широкого включения российской молодежи в государственное строительство. Современные процессы информатизации общества и сферы образования обострили проблему информационной безопасности личности в образовательной среде. Пропаганда экстремизма и терроризма в социальных сетях, возрастающая негативная роль запрещенной информации в Интернете, манипуляции сознанием и поведением молодого поколения, отсутствие цензуры значительной части информационного пространства остается социальной проблемой. Обосновано, что медиаобразовательные технологии по повышению медиаграмотности молодых граждан способствуют реализации их социально-политической субъектности и инициативности в интересах государства и гражданского общества. Государство должно выработать продуктивное механизмы общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитание патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу

Литература:

1. Алистратова Е.Ю. Проактивная агрессия в Интернете: причины, последствия и возможные пути профилактики. Психолог. 2014; 1: 39–54.

2. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. От традиционных СМИ — к конвергенции массмедиа. История мировой журналистики. М.; Ростов-н/Д: Издательский центр «Март», 2013; 504 с.

3. Болдакова И.А. Основные риски киберсоциализации молодежи. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; 37: 151–155.

4. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 2004; 320 с.

5. Бродовская Е.В. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019; 1: 228–251.

6. Васецкий А.А., Малькевич А.А. «Новые СМИ» в процессе политической социализации молодежи. Управленческое консультирование. 2011; 3: 43–48.

7. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001; 252 с.

8. Волков Ю.Г. Социология молодежи. Учебное пособие. Ростов-н/Д, 2001; 575 с.

9. Волков Д. Отличия молодых россиян от представителей старших поколений: результаты социологического мониторинга. Вестник общественного мнения. 2020; 1–2: 122–129.

10. Горбатова Н.В., Малькевич А.А. Современные СМИ как инструмент политической социализации молодежи. Управленческое консультирование. 2015; 5: 52–63.

11. Грунистая О.С. Государственная молодежная политика в РФ: проблема организационно-правового обеспечения. Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2019; 13: 29–34.

12. Гудков Л. и др. «Поколение Z»: Молодежь времени путинского правления. Вестник общественного мнения. 2020; 1–2: 21–121.

13. Гуреева А.Н. Медиаактивность российской молодежи как драйвер медиатизации политики. Век информации. 2020; 8, 2: 31–36.

14. Диденко Е.В. Анализ состояния проблемы киберэкстремизма среди молодежи. Инновационные технологии в подготовке современных профессиональных кадров: опыт, проблемы: сб. научных трудов. Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС, 2019: 37–41.

15. Емельянов В.А. Создание прокремлевских молодежных общественно-политических организаций. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. 2012; 3: 104–109.

16. Захаров Б.В. Молодежный парламент: идея, воплощение, перспективы. Элиста, 2001; 204 с.

17. Кон И.С. Социология личности. М.: Издательство политической литературы, 1967; 383 с.

18. Кузнецова В.Н. Социология молодежи: учебник. М.: Гардарики, 2005; 335 с.

19. Малик Е.Н. Воздействие СМИ на политическую культуру и социально-политическую активность молодежи. Орёл: Академия ФСО России, 2021; 140 с.

20. Неустроен И.Г. Воспитание политической активности и правовой культуры в молодежной среде современной России / Роль молодежи в развитии парламентаризма в России. М., 2007: 144–145.

21. Оганян К.М. Политическая культура современной молодежи. Наука. Инновации. Технологии. 2019; 2: 189–196.

22. Омельченко Е.Л. Поведенческие практики и социально-сетевые предпочтения нового поколения российской молодежи в начале XXI века / Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества: сборник научных трудов. Серия «Информация. Наука. Общество». РАН. ИНИОН. Центр социальных научно-информационных исследований / отв. pед. Л.Н. Верченов, Д.В. Ефременко, В.И. Тищенко. М., 2019: 191–200.

23. Орлов К.А. Средства массовой информации как элемент гражданского общества. Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012; 20 (279): 13–17.

24. Политическая социология / под ред. Ж.Т. Тощенко. M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018; 526 с.

25. Поляков В.П., Цветкова О.Н. Актуальные аспекты обеспечения информационной безопасности личности в образовательной интернет-среде / Материалы XXX Международной конференции «Современные информационные технологии в образовании». Троицк — Москва: Фонд новых технологий в образовании «БАЙТИК», 2019: 151–152.

26. Радаев В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ. Социологические исследования. 2021; 3: 15–33.

27. Сергеева В.К. Молодежная культура и СМИ: монография. М.: Серебряные нити, 2019; 309 с.

28. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество. 2018; 9, 3: 71–80.

29. Устинович Е.С. Государственная политика в сфере информационных технологий: монография. Курск: Деловая полиграфия, 2011; 283 c.

1. Alistratova E.Iu. Proaktivnaia agressiia v Internete: prichiny, posledstviia i vozmozhnye puti profilaktiki [Proactive aggression on the Internet: causes, consequences and possible ways of prevention] // Psikholog [Psychologist]. 2014. No. 1. P. 39–54. (In Russ.)

2. Bespalova A.G., Kornilov E.A., Korochenskii A.P., Luchinskii Iu.V., Stanko A.I. Ot traditsionnykh SMI — k konvergentsii massmedia [From traditional media to mass media convergence] // Istoriia mirovoi zhurnalistiki [History of World Journalism]. — Moscow — Rostov-onDon: Mart Publishing Center, 2013. — 504 p. (In Russ.)

3. Boldakova I.A. Osnovnye riski kibersotsializatsii molodezhi [The main risks of youth cybersocialization] // Scientific and methodological electronic journal Kontsept [Concept]. — 2015. — Vol. 37. — P. 151–155. (In Russ.)

4. Bondarenko S.V. Sotsialnaia struktura virtualnykh setevykh soobshchestv [The social structure of virtual network communities]. — Rostov-on-Don: RSU Publishing House, 2004. — 320 p. (In Russ.)

5. Brodovskaia E.V. Vliianie tsifrovykh kommunikatsii na formirovanie professionalnoi kultury rossiiskoi molodezhi: rezultaty kompleksnogo prikladnogo issledovaniia [The impact of digital communications on the formation of the professional culture of Russian youth: the results of a comprehensive applied research] // Monitoring obshchestvennogo mneniia: Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. — 2019. — No. 1. — P. 228–251. (In Russ.)

6. Vasetskii A.A., Malkevich A.A. «Novye SMI» v protsesse politicheskoi sotsializatsii molodezhi [«New media» in the process of political socialization of youth] // Upravlencheskoe konsultirovanie [Management Consulting]. 2011. — No. 3. — P. 43–48. (In Russ.)

7. Vershinin M.S. Politicheskaia kommunikatsiia v informatsionnom obshchestve [Political communication in the information society]. SPb., 2001. — 252 p. (In Russ.)

8. Volkov Iu.G. Sotsiologiia molodezhi [Sociology of youth]. Tutorial. — Rostov-on-Don, 2001. — 575 p. (In Russ.)

9. Volkov D. Otlichiia molodykh rossiian ot predstavitelei starshikh pokolenii: rezultaty sotsiologicheskogo monitoringa [Differences between young Russians and representatives of older generations: the results of sociological monitoring] // Vestnik obshchestvennogo mneniia [Bulletin of Public Opinion]. 2020. No. 1–2. P. 122–129. (In Russ.)

10. Gorbatova N.V., Malkevich A.A. Sovremennye SMI kak instrument politicheskoi sotsializatsii molodezhi [Modern media as a tool for the political socialization of youth] // Upravlencheskoe konsultirovanie [Management Consulting]. — 2015. — No. 5. — P. 52–63. (In Russ.)

11. Grunistaia O.S. Gosudarstvennaia molodezhnaia politika v RF: problema organizatsionno-pravovogo obespecheniia [State youth policy in the Russian Federation: the problem of organizational and legal support] // Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie v XXI veke: teoriia, metodologiia, praktika [State and Municipal Management in the 21st Century: Theory, Methodology, Practice]. — 2019. — No. 13. — P. 29–34. (In Russ.)

12. Gudkov L. et al. «Pokolenie Z»: Molodezh vremeni putinskogo pravleniia [«Generation Z»: Youth during Putin’s rule] // Vestnik obshchestvennogo mneniia [Bulletin of Public Opinion]. — 2020. — No. 1–2. — P. 21–121. (In Russ.)

13. Gureeva A.N. Mediaaktivnost rossiiskoi molodezhi kak draiver mediatizatsii politiki [Media activity of Russian youth as a driver of mediatization of politics] // Vek informatsii [Century of Information]. — 2020. — Vol. 8. No. 2. — P. 31–36. (In Russ.)

14. Didenko E.V. Analiz sostoianiia problemy kiberekstremizma sredi molodezhi [Analysis of the state of the problem of cyber extremism among youth] // Innovatsionnye tekhnologii v podgotovke sovremennykh professionalnykh kadrov: opyt, problemy [Innovative technologies in the training of modern professional personnel: experience, problems]: collection of scientific works. — Chelyabinsk: Chelyabinsk branch of the RANEPA, 2019. — P. 37–41. (In Russ.)

15. Emelianov V.A. Sozdanie prokremlevskikh molodezhnykh obshchestvenno-politicheskikh organizatsii [Creation of pro-Kremlin youth social and political organizations]. Vestnik MGGU im. M.A. Sholokhova [Bulletin of the Moscow State University for the Humanities named after M.A. Sholokhov]. — 2012. — No. 3. — P. 104–109. (In Russ.)

16. Zakharov B.V. Molodezhnyi parlament: ideia, voploshchenie, perspektivy [Youth parliament: idea implementation, perspectives]. — Elista, 2001. — 204 p. (In Russ.)

17. Kon I.S. Sotsiologiia lichnosti [Sociology of personality]. — M.: Publishing house of political literature, 1967. — 383 p. (In Russ.)

18. Kuznetsova V.N. Sotsiologiia molodezhi [Sociology of youth]: textbook. — M.: Gardariki, 2005. — 335 p. (In Russ.)

19. Malik E.N. Vozdeistvie SMI na politicheskuiu kulturu i sotsialno-politicheskuiu aktivnost molodezhi [The impact of the media on the political culture and socio-political activity of young people]. — Orel: Academy of the FSS of Russia, 2021. — 140 p. (In Russ.)

20. Neustroen I.G. Vospitanie politicheskoi aktivnosti i pravovoi kultury v molodezhnoi srede sovremennoi Rossii [Education of political activity and legal culture in the youth environment of modern Russia] // Rol molodezhi v razvitii parlamentarizma v Rossii [The Role of Youth in the Development of Parliamentarism in Russia]. — М., 2007. — P. 144–145. (In Russ.)

21. Oganian K.M. Politicheskaia kultura sovremennoi molodezhi [Political culture of modern youth] // Nauka. Innovatsii. Tekhnologii [Science. Innovation. Technologies]. –2019. — No. 2. — P. 189–196. (In Russ.)

22. Omelchenko E.L. Povedencheskie praktiki i sotsialno-setevye predpochteniia novogo pokoleniia rossiiskoi molodezhi v nachale XXI veka [Behavioral practices and social network preferences of the new generation of Russian youth at the beginning of the 21st century] // Sotsialnye seti i virtualnye setevye soobshchestva [Social Networks and Virtual Network Communities]: Collection of scientific papers. Series «Information. Science. Society». RAN. Center for Social Science and Information Research. Eds. Verchenov L.N., Efremenko D.V., Tishchenko V.I. Moscow, 2019. — P. 191–200. (In Russ.)

23. Orlov K.A. Sredstva massovoi informatsii kak element grazhdanskogo obshchestva [Mass media as an element of civil society] // Vestnik Iuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the South Ural State University]. — 2012. — No. 20 (279) — P. 13–17. (In Russ.)

24. Politicheskaia sotsiologiia [Political sociology]. Ed.Zh. T. Toshchenko. — M.: UNITY-DANA, 2018. — 526 p. (In Russ.)

25. Poliakov V.P., Tsvetkova O.N. Aktualnye aspekty obespecheniia informatsionnoi bezopasnosti lichnosti v obrazovatelnoi internet-srede [Topical aspects of ensuring the information security of the individual in the educational Internet environment] // Proceedings of the XXX International Conference «Modern Information Technologies in Education». — Troitsk-Moscow: Foundation for New Technologies in Education «BAYTIK». 2019. P. 151–152. (In Russ.)

26. Radaev V. Millenialy na fone predshestvuiushchikh pokolenii: empiricheskii analiz [Millennials against the background of previous generations: an empirical analysis] // Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Research]. 2021. No. 3. P. 15–33. (In Russ.)

27. Sergeeva V.K. Molodezhnaia kultura i SMI [Youth culture and media]. Monograph. — M.: Silver threads, 2019. — 309 p. (In Russ.)

28. Soldatova G.U. Tsifrovaia sotsializatsiia v kulturno-istoricheskoi paradigme: izmeniaiushchiisia rebenok v izmeniaiushchemsia mire [Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world] // Sotsialnaia psikhologiia i obshchestvo [Social Psychology and Society]. 2018. Volume 9. No. 3. P. 71–80. (In Russ.)

29. Ustinovich E.S. Gosudarstvennaia politika s sfere informatsionnykh tekhnologii [State policy in the field of information technology]. Monograph. — Kursk, Business Polygraphy Publishing House, 2011. — 283 p. (In Russ.)

Сегодня с молодежью многие связывают надежды на радикальное обновление российской политической элиты. «Молодое поколение в России, как, впрочем, и в других странах, отличается от старших генераций по многим параметрам: для большей части его представителей характерно более позднее взросление, приверженность здоровому образу жизни, активное использование цифровых технологий, постепенный отказ от телесмотрения. Молодежь более толерантна к ЛГБТ, позитивнее относится к Западу, близко знакома с западной массовой культурой, более свободна в выборе информации» [9, с. 23].

СМИ были и остаются важнейшим институтом как первичной, так и вторичной социализации молодых граждан. В последние годы появилось немало работ, посвященных исследованию роли современных СМИ в политике, избирательном процессе, политическом имиджмейкинге и пр. Практически в большинстве из них констатируется возрастание влияния СМИ на общественные и политические процессы.

Социально-возрастную особенность российской молодежи, ее дифференциацию и общие закономерности социализации комплексно исследовали Ж.Т. Тощенко, И.С. Кон, Ю.Г. Волков, В.Н. Кузнецова и другие отечественные ученые [8, 17, 18, 24]. Отдельно стоит отметить обращение исследователей к проблемам воспитания и социализации в поликультурном обществе, в том числе аспекты многокультурного образования: расовый, этнический, языковой, половой, религиозный, и указание на необходимость развития в России форм многокультурного образования как эффективной реакции на внутри- и внешнеполитические проблемы страны [4, 7, 19, 21, 27].

Концептуальные подходы российских ученых аргументируют, что возраст молодого поколения существенным образом влияет на процессы его становления и развития общественно-политического потенциала. Промежуточность и нестабильность положения молодежи в обществе, противоречивость ее стереотипов и представлений объясняются спецификой взросления. По мнению И.С. Кона, возрастные границы определяют, с одной стороны, круг прав и обязанностей, уровень притязаний, а с другой — способность выполнять какую-либо социальную роль и возможность участвовать в общественной и политической жизни [17]. Например, российским законодательством установлены возрастные границы от 18 лет, когда молодые граждане могут полностью исполнять гражданские обязанности и права, в частности голосование на выборах, службу в армии, получение водительского удостоверения, вступление в брак и т. д. Однако до наступления совершеннолетия подросток с 16 лет может подвергаться административному преследованию при незаконных действиях, квалифицирующихся по КоАП.

Для Цитирования:
Малик Елена Николаевна, Мобилизационный компонент масс-медиа в процессе политической социализации молодежи. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: