Понятие «моббинг» было введено К. Lorenz [7], который называл моббингом феномен группового нападения нескольких мелких животных на более крупного противника.
Термин получил известность среди исследователей после публикации в 1972 г. работы шведского врача P. Heinemann, который сравнивал жестокое поведение детей по отношению к сверстникам с агрессивным поведением животных и называл его моббингом. В современном значении термин был впервые употреблен шведским исследователем психологии труда H. Leymann [8], изучавшим в начале 80-х гг. XX века особенности поведения людей в коллективе. H. Leymann [9] назвал отмеченный феномен моббингом и охарактеризовал его как «психологический террор», который включает систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека.
Проявление моббинга в обществе основано на противопоставлении «своих» и «чужих» в борьбе за разного рода ресурсы. В дальнейшем Noa Davenport, R. Schwartz, G. Elliott (1999) в своей книге «Моббинг: эмоциональное насилие на рабочих местах в США» рассмотрели возникновение и динамику этого явления, его последствия для участников и ущерб для фирмы, а также возможные пути предотвращения [10]. Серьезность проблемы моббинга подтверждает не только степень его распространения, но и степень тяжести его последствий для человека.
Не случайно в книге «Насилие на работе» (Violence at Work (1998), написанной Duncan Chappell и Vittorio Di Martino [11] и изданной под эгидой Международной организацией труда (МОТ), моббинг упоминается в том же ряду, что и убийство, изнасилование или ограбление. По мнению авторов, индивидуальная и групповая травля и сходные с этим формы поведения могут наносить столь же серьезный вред, как и прямое физическое насилие.
В России исследования указанного явления фактически начаты генетиком В. П. Эфроимсоном (1908– 1989), который в своих трудах по «родословной альтруизма» писал о так называемой неэтической конкуренции, имея в виду острые отношения в среде ученых-генетиков.