Реализация мероприятий федерального проекта «Чистая вода», выполняемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 2041, позволила решить часть проблем в области обеспечения гигиенической безопасности хозяйственно-питьевого водопользования населения [1]. Однако несмотря на то, что на сегодняшний в Российской Федерации, все чаще используется вода централизованного водоснабжения, около 6,6 млн жителей сельской местности, по‑прежнему, для питья применяют воду нецентрализованных источников водоснабжения (родников, колодцев, одиночных скважин). Водоснабжение на садово-огороднических товариществах, посёлках коттеджного типа осуществляется в основном за счет подземных источников питьевого нецентрализованного водоснабжения [2].
Особенностями нецентрализованного водоснабжения, как правило, является отсутствие зон санитарной охраны водоисточников, отсутствие предварительной подготовки воды, использование минеральных и органических удобрений вблизи со скважинами, колодцами и т. п. [2-4]. Указанное наряду с наличием условий для массивной антропогенной нагрузки на территориях доступных для организации нецентрализованного водоснабжения, обуславливает наличие микробиологической контаминации водоисточников [2, 4].
Микробиологическая контаминация водоисточников может обуславливать высокие риски распространения отдельных инфекционных заболеваний. Водным путём могут распространяться некоторые вирусные инфекции (ротавирусная, норовирусная, энтеровирусные инфекции, гепатит А и другие) [5], заболеваемость которыми в последние годы неуклонно растёт или сохраняется на уровне среднемноголетних показателей. Так, в 2023 г. заболеваемость энтеровирусной инфекцией в РФ в целом превысила средний многолетний показатель в 1,5 раза (12,56 против 8,56 на 100 тысяч населения); норовирусной инфекции — в 2 раза (34,51 против 17,39 на 100 тысяч населения; заболеваемость ротавирусной инфекцией в отдельных регионах страны сохранялась на уровне среднемноголетнего показателя (Свердловская, Амурская, Иркутская области и др.).