По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376.37 DOI:10.33920/nik-04-2401-12

Мнемотехника как средство эффективного обучения чтению

Алёна Валериевна Ефимова основатель, Детский образовательный центр IQ POINT, Россия, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Орджоникидзе, д. 54, E-mail: ykt.alena@mail.ru

В статье рассматривается вопрос об использовании мнемотехники в обучении детей чтению и существующие российские и зарубежные методы обучения чтению детей дошкольного и школьного возраста, их преимущества и недостатки. Автор описывает разработанный инновационный метод обучения на основе мнемоники, этапы его разработки, апробации метода на основе измерения скорости запоминания букв с использованием различных методов и внедрения нового метода. Обосновывается целесообразность использования новой техники с целью повышения эффективности учебного процесса. Приводятся примеры ее использования в обучении детей чтению. Также автор статьи приходит к выводу, что благодаря использованию принципа ассоциаций, подключению воображения и эмоций в процессе обучения, знания, полученные детьми, удерживаются в их памяти прочнее и гораздо эффективнее.

Литература:

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 479 с.

2. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей. — М.: Просвещение, 1976. — 303 с.

3. Регуляторные системы организма человека: Учеб. пособие для вузов / Дубынин, В. А., Каменский, А. А., Сапин, М. Р. и др. — М.: Дрофа, 2003. — 368 с.

4. Румянцева, И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. — М.: Логос, 2004. — 319 с.

5. Станкин, М. И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. 2-е изд., испр. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. — 400 с.

1. Vygotsky, L.S. (1991). Pedagogical psychology. — Moscow: Pedagogics, 479 p. (In Russian)

2. Krutetsky, V. A. (1976). Psychology of teaching and education of schoolchildren: a book for teachers and class teachers. — Moscow: Prosveshchenie, 303 p. (In Russian)

3. Dubynin, V. A., Kamensky, A. A., Sapin, M. R. et al. (2003). Regulatory systems of the human organism: Textbook for universities. — Moscow: Drofa, 368 p. (In Russian)

4. Rumyantseva, I. M. (2004). Psychology of speech and linguopedagogical psychology. — Moscow: Logos, 319 p. (In Russian)

5. Stankin, M. I. (2003). General psychology: Functional phenomena of human psyche. 2nd edition, revised. — Moscow: Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute, 400 p. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 16.11.2023

Дата принятия рукописи в печать: 10.12.2023

На протяжении более века классический метод запоминания букв применялся как основной в раннем обучении детей. Он предполагает механическое запоминание букв алфавита и ассоциацию каждого знака с соответствующим изображением и/или словом. Данный подход имеет широкое практическое применение и демонстрирует определенный уровень эффективности, тем не менее он также обладает рядом существенных недостатков. Один из них заключается в том, что использование этого метода может занимать большое количество времени у детей в процессе изучения материала.

Автор культурно-исторической теории в психологии Л.С. Выготский считал, что при обучении письменной речи обучаемым необходим более высокий уровень заинтересованности, сознательности и свободы, чем в устной [1, с. 440]. Пытаясь выстроить ассоциативный ряд между каждой буквой и определенной фонемой или целым словом, ребенок может быть сбит с толку вследствие перегруженности. В связи с этим возможно испытать разочарование и потерю мотивации к дальнейшему обучению. Более того, многократное механическое повторение обычно вызывает чувство скуки и/или приводит к отсутствию интереса к учебе.

Сосредотачиваясь на этапе выделения первого звука, чтобы произнести название предлагаемой к букве картинки, ребенок может испытывать трудности с развитием навыков беглости чтения. Это происходит потому, что процесс определения первой буквы предмета-подсказки требует времени и внимания, а в это время ребенок уже забывает предыдущую букву.

К объективным недостаткам метода относят и то, что он часто не учитывает индивидуальные потребности и стиль обучения детей. У каждого ребенка свои темпы обучения и предпочтения, поэтому универсальный подход может оказаться не самой эффективной техникой запоминания.

Более того, классические методики запоминания букв могут увеличить риск развития дислексии у детей, поскольку они не акцентируют внимание на фонематической осведомленности и взаимосвязи между буквами и звуками. Таким образом, в научной среде остро назрел вопрос создания принципиально иного подхода к обучению чтению детей. Автор статьи — логопед и олигофренопедагог Алена Валериевна Ефимова предлагает рассмотреть применение метода обучения чтению, который включает использование детьми комплекта демонстрационных средств, состоящих из иллюстративного материала и образцов изучаемого элемента. Предлагаемый подход позволяет формировать у учащихся зрительные и слуховые образы.

Для Цитирования:
Алёна Валериевна Ефимова, Мнемотехника как средство эффективного обучения чтению. Общенаучный журнал. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: