Дата поступления рукописи в редакцию: 16.11.2023
Дата принятия рукописи в печать: 10.12.2023
На протяжении более века классический метод запоминания букв применялся как основной в раннем обучении детей. Он предполагает механическое запоминание букв алфавита и ассоциацию каждого знака с соответствующим изображением и/или словом. Данный подход имеет широкое практическое применение и демонстрирует определенный уровень эффективности, тем не менее он также обладает рядом существенных недостатков. Один из них заключается в том, что использование этого метода может занимать большое количество времени у детей в процессе изучения материала.
Автор культурно-исторической теории в психологии Л.С. Выготский считал, что при обучении письменной речи обучаемым необходим более высокий уровень заинтересованности, сознательности и свободы, чем в устной [1, с. 440]. Пытаясь выстроить ассоциативный ряд между каждой буквой и определенной фонемой или целым словом, ребенок может быть сбит с толку вследствие перегруженности. В связи с этим возможно испытать разочарование и потерю мотивации к дальнейшему обучению. Более того, многократное механическое повторение обычно вызывает чувство скуки и/или приводит к отсутствию интереса к учебе.
Сосредотачиваясь на этапе выделения первого звука, чтобы произнести название предлагаемой к букве картинки, ребенок может испытывать трудности с развитием навыков беглости чтения. Это происходит потому, что процесс определения первой буквы предмета-подсказки требует времени и внимания, а в это время ребенок уже забывает предыдущую букву.
К объективным недостаткам метода относят и то, что он часто не учитывает индивидуальные потребности и стиль обучения детей. У каждого ребенка свои темпы обучения и предпочтения, поэтому универсальный подход может оказаться не самой эффективной техникой запоминания.
Более того, классические методики запоминания букв могут увеличить риск развития дислексии у детей, поскольку они не акцентируют внимание на фонематической осведомленности и взаимосвязи между буквами и звуками. Таким образом, в научной среде остро назрел вопрос создания принципиально иного подхода к обучению чтению детей. Автор статьи — логопед и олигофренопедагог Алена Валериевна Ефимова предлагает рассмотреть применение метода обучения чтению, который включает использование детьми комплекта демонстрационных средств, состоящих из иллюстративного материала и образцов изучаемого элемента. Предлагаемый подход позволяет формировать у учащихся зрительные и слуховые образы.