Современное высшее образование, являясь важнейшим институтом развития и гуманитарной, инновационной сферы общества, должно опираться на прогрессивные организационные и управленческие модели. Вуз, как и любая крупная компания, осознающая свою социальную ответственность перед обществом, и, одновременно, стремящаяся завоевать свою долю рынка образовательных услуг не может сегодня в своей маркетинговой политике не уделять внимания такой важной задаче, как разработка своей особой миссии. Российским вузам как социально значимым общественным институтам, имеющим давнюю историю и нацеленным в будущее, выработка такой миссии необходима сегодня не только как знак, атрибут своей важнейшей гуманитарной роли в стране, но и как один из инструментов в обостряющейся конкурентной борьбе за студентов.
И это не пустые слова. Количество вузов и студентов в Российской Федерации неуклонно сокращается: с 2010 года число образовательных организаций уменьшилось почти в два раза, а количество студентов сократилось почти в десять раз! Об этом свидетельствуют данные Росстата, приведенные в таблице.
Бесспорно, миссия любой организации, будь то крупная компания или высшее учебное заведение, должна предварять первое впечатление от восприятия сайта организации. Анализ формулировок миссий на главной странице сайтов некоторых вузов РФ показал, что руководители вузов либо не считают нужным говорить о миссии, либо подходят к этой идее формально и под миссией понимают набор целей или принципов деятельности образовательного учреждения. Зачастую поиск по ссылкам сайта, иногда не без долгих усилий, позволяет найти, в лучшем случае, замысловато сформулированные по содержанию и громоздкие по форме лозунги. Приведем несколько примеров.
На сайте Санкт-Петербургского государственного экономического университета находим: «Миссия университета заключается в формировании лидеров модернизации России, обеспечивающих ее развитие и процветание на основе:
• интеграции фундаментального университетского образования и инновационных технологий трансфера знаний;