По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.095

Миссия вуза: набор лозунгов или смысл существования?

И.В. Смирнова профессор кафедры экономики таможенного дела, д-р экон. наук, Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии имени В.Б. Бобкова

В статье рассматривается проблема необходимости выбора обоснованной формулировки миссии высшего учебного заведения, исходя из гуманитарной сущности этого понятия и предназначения вуза создавать и распространять культуру через научные исследования и образование.

Литература:

1. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http:// www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/ education/#.

2. Миссия Санкт-Петербургского государственного экономического университета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://unecon.ru/ sites/default/fi les/ missiya_i_politika.pdf.

3. [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/1005679.

4. АНОВПОА «Международный университет в Москве». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://obrmos.ru/ priv/priv_vys/univer/pr_ un_interun.html.

5. Миссия Пермского национального исследовательского политехнического университета [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http:// pstu.ru/files/file/adm/doc/othet_o_ samoobsledovanii_16_04_2015.pdf.

6. Миссия Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://perm. ucheba.ru/uz/18668.

7. Миссия Южного федерального университета [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://fep.tti.sfedu.ru/russian/ rte/kaf_electr_microel_ miss.shtml.

8. Малая советская энциклопедия / под ред. Б.А. Введенского. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1959. — Т. 8. —1310 с.

9. Словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. А.П. Евгеньевой. — М.: АН СССР, 1983.

10. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. 1-е изд. СПб.: Норинт. 1998. Публикуется в авторской редакции 2014  г. [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://www. gramota.ru/slovari/info/bts/.

11. Википедия  — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%9 C%D0%B8%D1%81%D1%8 1%D0%B8%D1%8F.

12. Миссия компании: о чем необходимо знать при ее создании. [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://www. gd.ru/articles/3647-missiyakompanii.

13. Хартия от 18 сентября 1988 г. «Великая хартия европейских университетов» [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://www.lexed.ru/search/ detail. php?ELEMENT_ID=4633.

14. Миссия Вятского государственного университета (ВятГУ) [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://www.vyatsu.ru/nash-universitet/ privetstvie-rektora.html.

15. Миссия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. herzen.spb.ru/main/facts/mission.

Современное высшее образование, являясь важнейшим институтом развития и гуманитарной, инновационной сферы общества, должно опираться на прогрессивные организационные и управленческие модели. Вуз, как и любая крупная компания, осознающая свою социальную ответственность перед обществом, и, одновременно, стремящаяся завоевать свою долю рынка образовательных услуг не может сегодня в своей маркетинговой политике не уделять внимания такой важной задаче, как разработка своей особой миссии. Российским вузам как социально значимым общественным институтам, имеющим давнюю историю и нацеленным в будущее, выработка такой миссии необходима сегодня не только как знак, атрибут своей важнейшей гуманитарной роли в стране, но и как один из инструментов в обостряющейся конкурентной борьбе за студентов.

И это не пустые слова. Количество вузов и студентов в Российской Федерации неуклонно сокращается: с 2010 года число образовательных организаций уменьшилось почти в два раза, а количество студентов сократилось почти в десять раз! Об этом свидетельствуют данные Росстата, приведенные в таблице.

Бесспорно, миссия любой организации, будь то крупная компания или высшее учебное заведение, должна предварять первое впечатление от восприятия сайта организации. Анализ формулировок миссий на главной странице сайтов некоторых вузов РФ показал, что руководители вузов либо не считают нужным говорить о миссии, либо подходят к этой идее формально и под миссией понимают набор целей или принципов деятельности образовательного учреждения. Зачастую поиск по ссылкам сайта, иногда не без долгих усилий, позволяет найти, в лучшем случае, замысловато сформулированные по содержанию и громоздкие по форме лозунги. Приведем несколько примеров.

На сайте Санкт-Петербургского государственного экономического университета находим: «Миссия университета заключается в формировании лидеров модернизации России, обеспечивающих ее развитие и процветание на основе:

• интеграции фундаментального университетского образования и инновационных технологий трансфера знаний;

Для Цитирования:
И.В. Смирнова, Миссия вуза: набор лозунгов или смысл существования?. Юрист ВУЗа. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: