Дата поступления рукописи в редакцию: 22.07.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 23.07.2024.
Торговые онлайн-платформы, известные как маркетплейсы, функционируют как промежуточные звенья в цепочке электронной коммерции, связывая продавцов с покупателями. Данные интернет-порталы могут торговать и собственными товарами. Однако зарабатывают они преимущественно на сделках, осуществляемых их партнерами. В России данные ресурсы можно классифицировать по следующим категориям:
• мультикатегорийные платформы (к примеру, Wildberries, Ozon, «AliExpress Россия», «Яндекс.Маркет», «МегаМаркет» и др.);
• B2C-маркетплейсы с фокусом на определенные ниши (например, Lamoda, Apteka.RU и др.);
• площадки, нацеленные на сегмент B2B (такие, как Alibaba, Made-inChina, Tradekey и пр.).
Интерес к платформам маркетплейсов в России способствовал снижению средней суммы покупок в секторе электронной торговли: в 2022 г. показатель опустился до уровня в 2010 руб. Потребители чаще осуществляют покупки на меньшие суммы, но делают это более регулярно, что подталкивается простотой и доступностью организации доставки, предлагаемой этими онлайн-сервисами.
Анализ основных показателей у четырех из пяти ведущих маркетплейсов выявил рост GMV (Gross Merchandise Value — общая стоимость всех торгуемых товаров за определенный период без учета возвратов, обмена и акций) в 2022 г., причем для двух из них увеличение составило более чем в два раза. Исследование среди продавцов выявило, что размещение продукции на этих платформах является более результативным для роста продаж в сравнении с ведением собственного интернет-магазина.
Комиссионные ставки, взимаемые маркетплейсами за продажи, разнятся в широком диапазоне от 1 до 23% в зависимости от категории товара и специфических условий сотрудничества.
Средняя степень удовлетворенности работников условиями труда на таких площадках колеблется между 3,2 и 4,8 балла из возможных пяти.