По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339 DOI:10.33920/VNE-03-2202-01

Мировые тенденции развития и регулирования электронной торговли

Красильникова Е.А. к.э.н., Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Майорова Е.А. к.э.н., Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Чеглов В.П. д.э.н., Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на развитие электронной торговли в мире в целом и в каждой стране в частности. Экономические показатели оценки такого развития формируют двузначные числа темпов прироста. Анализ тенденций развития электронной торговли обуславливает оценку направлений и методов ее регулирования.

Литература:

1. Bragin L. A., Ivanov G. G., Mayorova E. A., Nikishin A. F., Mayorova A. N. Environmental performance of retail trade companies in Russia // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. Т. 9. № 1 (25). С. 175–180.

2. Брагин Л. А. Перспективы развития электронной торговли в условиях цифровизации. В книге: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции: в двух томах. 2020. С. 60–63.

3. Брагин Л. А. Электронная торговля как направление цифровизации экономики России. В сборнике: Практическая направленность обучения и исследований в вузе. материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. под общ. ред. И. И. Скоробогатых, Н. И. Ивашковой. 2019. С. 185–188.

4. Брагин Л. А., Каращук О. С., Никишин А. Ф. Развитие зоны обслуживания организаций торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10–2 (87). С. 474–477.

5. Брагин Л. А., Панкина Т. В., Никишин А. Ф. Конкурентоспособность организаций малого бизнеса в сфере торговли // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С. 3493–3502

6. Красильникова Е. А., Никишин А. Ф. Онлайн-реальность развития фармацевтического рынка России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4–2. С. 217–221.

7. Красильникова Е. А. Развитие электронной торговли в фармацевтическом сегменте как основа трансформации моделей бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2019. № 12 (113). С. 676–679.

8. Красильникова Е. А. Особенности регулирования электронной торговли как элемент современной парадигмы управления отраслью // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 5–2. С. 214–220.

9. Майорова Е. А., Никишин А. Ф., Панкина Т. В. Нематериальные активы и их влияние на социально-экономическую эффективность торговли // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1–1 (66). С. 1133–1136.

10. Майорова Е. А., Никишин А. Ф., Панкина Т. В. Систематизация показателей развития электронной торговли // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 244–247.

11. Майорова Е. А. Сравнительный анализ состояния и развития торговли в странах Европы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 173–176.

1. Bragin L. A., Ivanov G. G., Mayorova E. A., Nikishin A. F., Mayorova A. N. Environmental performance of retail trade companies in Russia // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. Vol. 9. № 1 (25). P. 175–180.

2. Bragin L. A. Perspektivy razvitiia elektronnoi torgovli v usloviiakh tsifrovizatsii [Prospects for the development of e-commerce in the context of digitalization]. In the book: Tsifrovaia ekonomika: tendentsii i perspektivy razvitiia [Digital economy: trends and development prospects]. Collection of abstracts of the national scientific and practical conference: in two volumes. 2020. P. 60–63. (In Russ.)

3. Bragin L. A. Elektronnaia torgovlia kak napravlenie tsifrovizatsii ekonomiki Rossii [Electronic commerce as a direction of digitalization of the Russian economy]. In the collection: Prakticheskaia napravlennost obucheniia i issledovanii v vuze [Practical orientation of teaching and research at the higher educational institution]. Materials of the VII All-Russian scientific-practical conference. under total. ed. I. I. Skorobogatykh, N. I. Ivashkova. 2019. P. 185–188. (In Russ.)

4. Bragin L. A., Karashchuk O. S., Nikishin A. F. Razvitie zony obsluzhivaniia organizatsii torgovli v sovremennykh usloviiakh [Development of the service area of trade organizations in modern conditions] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2017. No. 10–2 (87). P. 474–477. (In Russ.)

5. Bragin L. A., Pankina T. V., Nikishin A. F. Konkurentosposobnost organizatsii malogo biznesa v sfere torgovli [Competitiveness of small business organizations in the field of trade] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. 2018. Vol. 19. No. 11. P. 3493–3502. (In Russ.)

6. Krasilnikova E. A., Nikishin A. F. Onlain-realnost razvitiia farmatsevticheskogo rynka Rossii [Online reality of the development of the pharmaceutical market in Russia] // Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2019. No. 4–2. P. 217–221. (In Russ.)

7. Krasilnikova E. A. Razvitie elektronnoi torgovli v farmatsevticheskom segmente kak osnova transformatsii modelei biznesa [Development of e-commerce in the pharmaceutical segment as the basis for the transformation of business models] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2019. No. 12 (113). P. 676–679. (In Russ.)

8. Krasilnikova E. A. Osobennosti regulirovaniia elektronnoi torgovli kak element sovremennoi paradigmy upravleniia otrasliu [Features of regulation of electronic commerce as an element of the modern paradigm of industry management] // Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2021. No. 5–2. P. 214–220. (In Russ.)

9. Maiorova E. A., Nikishin A. F., Pankina T. V. Nematerialnye aktivy i ikh vliianie na sotsialno-ekonomicheskuiu effektivnost torgovli [Intangible assets and their impact on the socio-economic efficiency of trade] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2016. No. 1–1 (66). P. 1133–1136. (In Russ.)

10. Maiorova E. A., Nikishin A. F., Pankina T. V. Sistematizatsiia pokazatelei razvitiia elektronnoi torgovli [Systematization of indicators of e-commerce development] // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientific Research: Economics and Management]. 2020. Vol. 9. № 1 (30). P. 244–247. (In Russ.)

11. Maiorova E. A. Sravnitelnyi analiz sostoianiia i razvitiia torgovli v stranakh Evropy [Comparative analysis of the state and development of trade in European countries] // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientific Research: Economics and Management]. 2018. Vol. 7. No. 1 (22). P. 173–176. (In Russ.)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00356.

The reported study was funded by the RFBR, project number 20-010-00356

Германия на протяжении многих лет фиксирует лидерство среди стран Европы по развитию электронной торговли (наряду с Францией и Великобританией). Доля пользователей сети Интернет в последние два десятилетия устойчиво возрастала и в 2020 году достигла 94 % населения1. Этот показатель вырос на 2 % за последние два года. В 2021 году Интернетом пользовались 78,8 млн жителей Германии [10]. Среди жителей Германии, пользующихся Интернетом, 96 % человек выходят в сеть ежедневно. В структуре покупок фиксируется следующая статистика: 37,7 % пользователей мобильны, соответственно, устройством входа в Интернет становится мобильный телефон. В разрезе возраста можно говорить о 81,6 % пользователей от 16 до 64 лет, среди которых самыми активными являются 45–54-летние (84,3 %)2.

По прогнозам, в ближайшие годы электронная торговля в Германии значительно вырастет [1]. После рекордов 2020 года, характеризующихся фактором COVID-19 и показателями онлайн-продаж в 88 млрд евро, тенденция сохранится. Иные методики формируют статистику в 83,3 млрд евро. Согласно прогнозам экспертов, объем онлайн-торговли в Германии в 2024 году может составить от 120 до 141 млрд евро3. При этом показатель в 120 млрд евро характеризует тренд развития с учетом 2020 года, а показатель в 141 млрд евро отражает галопирующую динамику (рис. 1).

IFH Cologne5 проанализировал будущее развитие электронной коммерции в Германии и заявляет, что онлайн-розница явно выиграет от COVID-19-кризиса. В своих прогнозах на следующие четыре года IFH Cologne демонстрирует устойчивый онлайн-рост, который будет продолжаться [4]. Согласно расчету тенденций, объем продаж электронной коммерции в Германии к 2024 году составит 120 млрд евро, а при увеличивающемся росте, например из-за устойчивого всплеска от пандемии короны, даже 141 млрд евро6. Согласно расчетам, доля онлайн-торговли в 2024 году составит 16,5 процента, а при определенном сценарии может даже вырасти до 19,4 процента7.

Для Цитирования:
Красильникова Е.А., Майорова Е.А., Чеглов В.П., Мировые тенденции развития и регулирования электронной торговли. Лизинг. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: