Ценообразование во внешней торговле существенно отличается от ценообразования внутри страны. Однако сфера ценообразования мировых товарных рынков при всей своей специфичности регулируется, как и внутреннее ценообразование стран, законом стоимости.
Вместе с тем на цены воздействует и множество других факторов, отклоняющих их от стоимостной основы. К таким факторам относятся колебания спроса и предложения, монополизация рынков, регулирование цен на государственной основе, инфляция в стране и др. Основой для определения экспортных и импортных цен во внешнеторговой практике выступают цены основных товарных рынков. Они служат показателями, отражающими среднемировые условия производства, реализации и потребления конкретных товаров. Чтобы обмен товарами происходил на эквивалентной основе, они должны оцениваться в ценах мирового рынка. Теория международной торговли под мировой ценой понимает денежное выражение интернациональной стоимости реализуемого на мировом рынке товара.
Интернациональная стоимость — общественно необходимые затраты труда на производство товара при среднемировых общественно нормальных условиях производства и среднемировом уровне производительности труда.
Она формируется преимущественно под влиянием условий производства в тех странах, которые считаются главными поставщиками товара на мировой рынок.
Развитие международного разделения труда, углубление и диверсификация экономических связей между государствами и фирмами обусловливают появление новых особенностей в процессе ценообразования на мировых рынках, а именно: уменьшение стихийности формирования и движения цен, расширение и доступность информационной базы с учетом территориальной и коммерческой дифференциации. Наибольшее значение в реальном уровне мировых цен имеют правильный учет основных ценообразующих факторов на отдельных стадиях формирования цены и выявление количественных параметров их воздействия на уровни и динамику цен мировой торговли. Необходимость в определении мировых цен возникает в связи с тем, что не все цены, по которым осуществляются внешнеторговые операции, можно рассматривать как мировые. Мировой рынок как сфера товарных отношений предполагает, в отличие от внутренних рынков, выступление на нем предпринимателей разных стран, а следовательно, мировая цена должна удовлетворять двум ключевым требованиям: вопервых, быть доступной для любого продавца или покупателя, имеющего намерение участвовать в торговых операциях в сфере международного обмена; во-вторых, быть достоверной и представительной для мировой торговли данным товаром.