По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Миротворчество как важная часть российской внешней политики

Иванов Станислав Михайлович ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук, E-mail: s.ivanov@imemo.ru.

В статье рассматривается такой важный аспект российской внешнеполитической деятельности, как миротворчество. Россия участвует во многих мероприятиях по поддержанию и укреплению мира на постсоветском пространстве и в других регионах нашей планеты. Эта деятельность успешно осуществляется в форматах ООН, СНГ, ОДКБ, ОБСЕ, других международных организаций и на двусторонней основе. Автор отмечает, что роль миротворчества неизмеримо возрастает в условиях попыток возрождения атмосферы холодной войны, продолжающейся гонки вооружений в мире, наращивания ракетно-ядерных потенциалов ряда стран, активизации сил международного терроризма в лице радикальных исламистских группировок.

Литература:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утверждена Указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г. Общие положения, с. 12 (пункт 13, абзац 3.2).

2. Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г., № Пр-2976). Пункт 21 «Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов», подпункт р). [Электронный ресурс]: Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/18/129.html.

3. Загорский А. В. Миротворчество и международное управление региональной безопасностью. Разд. 4.1, 4.2. Вклад России. Динамика участия. — М.: ИМЭМО РАН, 2015. — С. 81–87.

4. Ежегодный доклад Правительства Российской Федерации об участии Российской Федерации в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности за период апрель 2019 г. — март 2020 г.

5. Решение Совещания Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросу «Об участии РФ в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности» от 13 июля 2020 г. № 3.3–10/1446 от 13 июля 2020 г.

Миротворческая деятельность остается одним из важнейших инструментов в деле поддержания международного мира и стабильности на планете. Основная задача миротворчества — оказание содействия сторонам конфликтов в достижении политических договоренностей по мирному урегулированию споров, прекращении огня и боевых действий. Наша страна выступает за выработку четких и реалистичных мандатов операций по поддержанию мира (ОПМ) с учетом специфических для каждого конфликта и региона особенностей. ООН и Совет Безопасности ООН Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций [1].

Роль миротворчества в условиях возрождения атмосферы холодной войны1 , продолжающейся гонки вооружений, наращивания ракетноядерных потенциалов Китая, Индии, Пакистана, Израиля, КНДР и активизации сил международного терроризма в лице радикальных исламистских группировок неизмеримо возрастает. Уровень национальной безопасности многих государств и стратегическая стабильность в мире напрямую зависят от способности предотвращать и останавливать локальные войны и региональные вооруженные конфликты. Не менее важным остается спасение миллионов людей на планете от голода, различных пандемий и эпидемий, оказание помощи отдельным странам и регионам в случае стихийных бедствий и катастроф.

Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной президентом Российской Федерации 5 февраля 2010 г., предусматривается участие нашей страны в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с другими международными (региональными) организациями. В этом документе отмечается, что для осуществления миротворческих операций по мандату ООН или по мандату СНГ Российская Федерация предоставляет воинские контингенты в порядке, установленном федеральным законодательством и международными договорами [2].

Для Цитирования:
Иванов Станислав Михайлович, Миротворчество как важная часть российской внешней политики. Дипломатическая служба. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: