По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Мир встал на путь электромобилизации

А. Ф. Хакимзян профессор кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, ФБГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Уфа

Приведены тенденции развития рынка электромобилей в мире и в России. Установлено, что на фоне сокращения продаж автомобилей в мире рынок электромобилей растет лавинообразно, практически ежегодно удваивается. По мере снижения цен, улучшения удельных показателей аккумуляторных батарей темп электромобилизации нарастает.

Литература:

1. Российский рынок электромобилей: будущее «зеленого» автомобилестроения. URL: https:// delprof.ru/press-center/open-analytics/rossiyskiy-rynok-elektromobiley-budushchee-zelenogoavtomobilestroeniya/ (дата обращения: 13.12.2022).

2. ICCT доказал: электромобиль экологичнее традиционного авто. URL: https://nangs.org/ news/renewables/ev/icct-dokazal-elektromobily-ekologichnee-traditsionnogo-avto (дата обращения: 27.12.2022).

3. Сидорович В. Миф о «грязном» электромобиле — 2. URL: http://renen.ru/the-myth-of-thedirty-electric-car-2 (дата обращения: 04.01.2023).

4. Прогноз продаж электромобилей и подключаемых гибридов в $383 млрд. URL: https://www. tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 13.12.2022).

5. Фасхиев Х. А. Рынок электромобилей — маховик раскрутился. ЭКО. 2020; 2: 102–122.

6. Мировые продажи электрокаров и гибридов увеличились в полтора раза. URL: https:// motor.ru/news/ev-sales-10-10-2022.htm (дата обращения: 15.12.2022).

7. Разин А. В 2022 году по всему миру было продано почти 9,8 млн электромобилей — в текущем году будет 14 млн. URL: https://3dnews.ru/1080096/po-itogam-tekushchego-goda-v-mire-moget-bitprodano-14-mln-elektromobiley (дата обращения: 14.01.2023).

8. Что подтолкнет россиян к покупке электромобиля? URL: https://www.autostat.ru/ infographics/53255/ (дата обращения: 17.12.2022).

9. Сколько в России электромобилей и как развивается инфраструктура для них? URL: https:// journal.tinkoff.ru/statistic-electrocars/ (дата обращения: 18.12.2022).

10. Распоряжение Правительства РФ от 23.08.2021 №2290-р «Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года».

11. Топ-10 регионов-лидеров на рынке новых электромобилей. URL: https://www.autostat.ru/ infographics/53267/ (дата обращения: 17.12.2022).

12. Рынок новых электромобилей в России в 2022 году установил рекорд. URL: https://www. autostat.ru/news/53604 (дата обращения: 14.01.2023).

13. Распоряжение Правительства РФ №2290-р от 23.08.2021 «Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://static.government.ru/media/files/bW9wGZ2rDs3BkeZHf 7ZsaxnlbJzQbJJt.pdf (дата обращения: 17.12.2022).

В рамках Парижского соглашения страны-участницы взяли обязательство по сокращению нетто-выбросов СО2 и других парниковых газов в атмосферу. В образовании парниковых газов доля транспортного комплекса оценивается в 23%. В мегаполисах до 80% вредных выбросов в атмосферу происходит в результате сжигания нефтяного топлива в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) транспортных средств. Несмотря на развитие и совершенствование конструкций ДВС, не происходит кардинальное сокращение ими вредных выбросов в составе отработавших газов. Так, с момента введения экологического стандарта Евро 0 в 1988 г. до действующего с 2018 г. стандарта Евро 6 сокращение выбросов ДВС окиси углерода (CO2 ) составило всего 9,5% [1]. Переход на электрический транспорт — один из эффективных путей улучшения экологической ситуации в городах. Только при этом остается вопрос: что должно быть в роли источника энергии: аккумуляторные батареи или водород? Массовое применение на транспорте водорода в роли источника энергии в ближайшие годы невозможно. Вопервых, водород в среднем в три раза дороже бензина, во-вторых, применяемые ныне технологии получения водорода путем риформинга из природного газа и угля имеют высокий углеродный след (8,5–16,8 кг углекислого газа (СО2 ) на 1 кг водорода). Только 2% производимого сегодня в мире водорода является безуглеродным, т. е. приемлемым для целей декарбонизации. Кроме того, число водородных заправок крайне мало — около 500 во всем мире, в России — одна.

На современном этапе развития мировое автостроение взяло курс перехода на аккумуляторные электромобили, экологичность которых за жизненный цикл уже обоснована многими исследователями. В частности, исследования специалистов Международного совета по экологически чистому транспорту (ICCT) показали, что в странах ЕС совокупные выбросы электромобилей за жизненный цикл на 66–69% ниже, чем у автомобилей на нефтяном топливе. В США выбросы электрокар будут меньше на 60–68%, в Китае — на 37– 45, в Индии — на 19–34% [2]. Различие эффективности электрокар в разных регионах связано с тем, за счет каких видов топлива генерируется в регионе электроэнергия.

Для Цитирования:
А. Ф. Хакимзян, Мир встал на путь электромобилизации. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: