Специальная оценка условий труда (СОУТ) в Российской Федерации действует более двух лет. Приняты почти все необходимые законы и подзаконные акты. Исключение – особенности проведения СОУТ на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Этот документ сейчас находится в процессе согласования. Но его отсутствие, как говорится, погоды не делает, и в целом нормативное регулирование института СОУТ сегодня не просто сформировано, но и активно применяется.
Сложился и рынок организаций, проводящих СОУТ.
Сложился и рынок организаций, проводящих СОУТ.
После вступления в силу Закона № 426-ФЗ количество организаций, имеющих право проводить СОУТ, сократилось. По данным на 1 января 2014 г., им обладали 957 организаций. Причины сокращения разные. У одних – истек срок действия соответствующих разрешительных документов, другие решили покинуть рынок добровольно.
По данным на 7 декабря 2015 г., правом на проведение СОУТ обладали 787 организаций. Из них 161 – включена в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее – Реестр), и, следовательно, полностью соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) (рис. 1), а 626 – числятся в «старом» Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, по направлению деятельности «Аттестация рабочих мест по условиям труда», и могут проводить СОУТ в силу переходных положений ст. 27 Закона № 426-ФЗ.
Несмотря на то, что Закон № 426-ФЗ действует почти два года, в профессиональном сообществе есть некоторое непонимание его отдельных норм. Зачастую это связано с предусмотренным законом переходным периодом. Поговорим об этом подробно.
Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Закона, в качестве оказывающих услуги аттестации рабочих мест (АРМ), могут проводить СОУТ до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее, чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Ключевыми здесь являются слова «имеющихся на день вступления в силу». Это значит, что после 1 января 2014 г. эти организации, конечно, могли обращаться в соответствующие добровольные системы аккредитации за продлением срока действия аттестата аккредитации своих испытательных лабораторий (центров). Но на деле попасть в новый Реестр возможно, только если аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) выдан национальным органом по аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 412ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Таким национальным органом по аккредитации в настоящее время является Росаккредитация. Форма аттестата аккредитации утверждена приказом Минэкономразвития России от 26.05.2014 № 295.