По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Минимальный размер оплаты труда как отражение российской действительности

Г.В. Хныкин д-р юрид. наук, профессор кафедры трудового права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

В статье рассмотрены вопросы, связанные с установлением минимального размера оплаты труда (МРОТ). Показаны особенности содержания МРОТ и ограниченность его применения в настоящее время, соотношение с прожиточным минимумом.

Литература:

1. Басанец П. В Китае повысили МРОТ. Он в 3,5 раза выше, чем в России. — URL: https://maxpark.com/user/2534067185/content/3269594 (дата обращения: 05.06.2019).

2. Бережнов А.А., Корсаненкова Ю.Б., Костян И.А., Куренной А.М., Хныкин Г.В. Проблемы применения МРОТ в районах Крайнего Севера // Трудовое право в России и за рубежом. — 2017. — № 2. — С. 39–43.

3. Егоров В. Расчет зарплаты из МРОТ. Верховный суд РФ потерял смысл районного коэффициента // ЭЖ-Юрист. — 2017. — № 41. — С. 2.

4. Таль Л.С. Очерки промышленного рабочего права. — М., 1918. — С. 162.

5. Минимальные границы заработной платы. Эффективный контракт: Монография / Отв. ред. Ю.П. Орловский. — М., 2015.

МРОТ находится под конституционной защитой (ст. 37 Конституции РФ). Но, несмотря на это, его правовая судьба изменчива и противоречива: он подстраивался и переиначивался вместе с «линией партии», исходя из складывающейся «исторической необходимости». И на сегодня можно констатировать: традиционные устои МРОТ нарушены, а перспективы его туманны.

Статья 129 ТК РФ до 1 сентября 2007 года имела легальное определение МРОТ с достаточно внятным содержанием. Его юридический образ включал в себя следующую внятную триаду особенностей: 1) это месячная оплата труда неквалифицированного работника, который полностью отработал норму рабочего времени, выполняя простые работы в нормальных условиях; 2) запрет включения в его состав компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; 3) установление данной величины федеральным законом. И еще законодатель специально подчеркивал синонимичность минимальной заработной платы и МРОТ. Но с отменой в 2007 году ч. 2 ст. 129 ТК РФ были подорваны тем самым правовые основы данного явления (Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда” и другие законодательные акты Российской Федерации»).

Что же конкретно «натворил» законодатель?

Прежде всего он лишил МРОТ легального понятия, «размыв» его содержание и лишив границ, в рамках которых должен был действовать работодатель. Во-вторых, разрушены традиционные связи с другими правовыми явлениями, взаимодействующими с МРОТ. Так, утратила силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, предусматривавшая зависимость размеров тарифных ставок и окладов (в том числе должностных и базовых) от величины МРОТ: они ранее не могли быть ниже его. Теперь же эти размеры, «избавленные» от зависимости минимального определителя, нередко оказываются ниже его. И суды, как под копирку, в своих решениях стали писать: «Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы (курсив мой. — Г.Х.), будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда». Даже Верховный суд РФ не единожды провозглашает очевидное уменьшение заработной платы в первой части своих решений, а во второй не исключает возможность включения (подгонки) в размер «минималки» других составных частей заработной платы (см., например, определения Верховного суда РФ от 07.10.2011 № 3-В11-31, от 30.08.2013 № 73 АПГ13-24).

Для Цитирования:
Г.В. Хныкин, Минимальный размер оплаты труда как отражение российской действительности. Вопросы трудового права. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: