В настоящее время вопрос установления минимального размера оплаты труда вызывает острые дискуссии правительства, работодателей и наемных работников. Экономическая теория и богатый опыт использования МРОТ в развитых странах обнаруживают разнонаправленное действие этого института на положение работников с точки зрения занятости, доходов и возможностей на рынке труда.
Минимальный размер оплаты труда является одной из составляющих механизма формирования заработной платы, влияние которой на институт рынка труда трудно переоценить. Установление МРОТ в качестве нижней границы цены на услуги труда представляет собой решение целого ряда задач. Главная задача сводится к повышению жизненного уровня категории низкоквалифицированных работников, труд которых характеризуется как низкопроизводительный.
Минимальная заработная плата несет свою функциональную нагрузку. К одной из целей установления МРОТ относится уменьшение дифференциации работников по доходам. Следует отметить, что установление МРОТ способствует реализации социальной функции, так как для категории низкооплачиваемых работников выравнивание доходов осуществляется вследствие установления МРОТ, что может послужить источником выхода этих работников из категории бедных слоев населения.
Обеспечение достаточной величины МРОТ как основы всей системы распределения по труду является ключевым элементом системы государственных гарантий в области заработной платы и служит важным фактором для усиления защиты доходов наиболее бедной части населения. Система обеспечения минимальных гарантий в области оплаты труда является отправным пунктом для определения степени повышения нижних границ заработной платы и препятствием для их снижения, а также для защиты заработной платы от негативных явлений рынка, что обеспечивает своевременность выплаты вознаграждений трудящимся и поддержания их покупательного уровня.
Государство в системе организации оплаты труда в настоящее время контролирует лишь границы минимальной оплаты труда. Многочисленные дискуссии специалистов по поводу величины минимума утрачивают свое значение, поскольку «минимум» в своем современном содержании предусматривает границы расходов, связанных с «выживанием», а не развитием работника. Надо признать, что в прошлой системе минимальный размер заработка неквалифицированного работника позволял приобретать 1,5 потребительской корзины, которая по методике НИИ Труда составляла 120 наименований.