В ходе плановой или внеплановой проверки инспекторам Государственной инспекции труда (ГИТ), как правило, удается выявить нарушения. Некоторые из них носят единичный характер. Например, работнику не выдали в день увольнения трудовую книжку, в Правилах внутреннего трудового распорядка не прописан режим рабочего времени и т. п. За единичное нарушение и штраф назначат один.
Помимо единичных инспекторы фиксируют типовые нарушения. Например, в трудовых договорах нескольких или даже всех работников не прописано обязательное условие, водители не прошли медосмотр и т. п. Грозит ли в таком случае работодателю, должностному лицу отдельный штраф за каждое нарушение? Например, 10 штрафов за 10 неполных трудовых договоров, пять штрафов за то, что пять водителей не прошли медосмотр при приеме на работу, и т. д.
Распространено мнение о том, что Верховный Суд РФ своим постановлением разрешил ГИТ штрафовать организации за каждое нарушение (см. постановления Верховного Суда РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-11, № 60-АД14-12, № 60-АД14-13, № 60-АД14-14). С этим утверждением можно согласиться лишь частично.
В августе 2014 г. Верховный Суд РФ рассмотрел несколько дел, связанных с обжалованием постановлений Госинспекции труда. За одну проверку инспектор труда назначил руководителю организации отдельный штраф за каждое нарушение в сфере труда.
Высшая судебная инстанция изменила решения судьи нижестоящего суда. Верховный Суд РФ исключил выводы о том, что все нарушения, выявленные в ходе проверки, образуют один состав по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. Верховный Суд разъяснил, что каждый факт нарушения законодательства о труде, который выявлен в рамках одной проверки, образует самостоятельный состав административного правонарушения.
Позиция Верховного Суда обоснованна и соответствует нормам административного законодательства. Однако это не означает, что за каждое нарушение всегда можно назначить отдельное наказание. Как же понять, когда штраф за аналогичный недочет правомерен, а когда нет?