Миксоматозное поражение органов и структур грудной полости является достаточно редкой патологией, что подтверждается наличием лишь немногочисленных, не систематизированных сообщений в литературе.
Наиболее характерными местами локализации опухолевого процесса миксоидного типа являются аппендикс, брюшина и сердце. Первичной опухолью, как правило, является аденома аппендикса, которая может перфорировать в брюшную полость, а в дальнейшем распространяться по серозному покрову. В результате этого происходит прогрессивное накопление слизистых опухолевых масс и асцитической жидкости в полости брюшины и малом тазу.
Миксоматоз плевральной полости или же бронхо-легочных структур может быть первичным (25 %) или вторичным (75 %); в последнем варианте чаще всего встречается при первичном миксоматозе брюшной стенки или конечностей [1].
В гистологическом отношении термин «миксома» рассматривается как собирательный, основанный на формальных признаках. Основное проявление таких опухолей — это кистообразное строение, причем так называемые «кисты» заполнены прозрачным или полупрозрачным слизистым или же студенистым содержимым, которое, собственно, и вырабатывается опухолевыми клетками. Возможно также наличие небольшой примеси крови в содержимом некоторых кист.
Очень часто миксому смешивают с другими опухолями с миксоматозными изменениями, в основном мезенхимального происхождения: липосаркомами, мезенхимомами, саркоматозными мезотелиомами, фиброзными опухолями и прочими. Очевидно, что основой ее выделения как особой опухоли являлось наличие слизеподобной основной субстанции, что и придает опухоли своеобразный внешний вид и микроскопическую структуру [2].
Вместе с тем нужно подчеркнуть дискуссионность самого понятия миксомы, особенно в гистогенетическом плане, и необходимость гистогенетической верификации каждой опухоли с явлениями миксоматоза. Следует также иметь в виду, что происхождение и значение этого морфологического феномена в опухолях мезенхимального генеза различны.