По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.22

Микроэкономическое стимулирование инновационной деятельности

Иващенко Л.И. аспирант кафедры менеджмента и маркетинга, Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования, г. Санкт-Петербург, ул. Лифляндская, д. 4, лит. Ц E-mail: 9843039@mail.ru

В статье рассматривается проблема стимулирования инновационной деятельности в рамках предприятия, анализируются внутренние факторы инновационного развития предприятия, управление которыми возможно путем стимулирования, возможность создания внутреннего механизма стимулирования инноваций, проведена классификация форм и методов стимулирования инноваций на предприятии. Выявлен двойственный характер инновационной активности предприятий, сформулированы принципы ее стимулирования на микроэкономическом уровне, обоснована возможность применения стимулирования для решения широкого спектра тактических и стратегических задач управления инновационной деятельностью предприятия. Сделан вывод о необходимости сочетания материального и нематериального стимулирования инновационной деятельности на предприятии.

Литература:

1. Агион Ф., Блум Н., Бланделл Р., Гриффит Р., Хауитт П. Конкуренция и инновации: зависимость в форме перевернутой буквы U* // Экономическая школа. Конкуренция и конкурентная политика. Т. 6. — М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2008.

2. Воронцова А.В., Городнов А.Г. Стимулирование инновационной деятельности — основа выживания и устойчивого развития предприятия ОПК в современных условиях // Проблемы устойчивого развития предприятий в современных условиях: Сб. ст. — Нижний Новгород, 2005.

3. Гpибoв B.Д., Грузинов B.П. Инновационная деятельность предприятия. 2008 // Центр креативных технологий [Электронный ресурс]. — www. inventech.ru/lib/predpr/predpr0053/ (Дата обращения: 16.06.2015).

4. Гузикова Л.А., Иващенко Л.И. Источники преимуществ инновационного развития производственных предприятий // Финансовые решения ХXI века: теория и практика: Сб. науч. тр. 16-й Междунар. науч.-практ. конф. — СПб., 2015.

5. Гузикова Л.А., Иващенко Л.И. Макроэкономическое стимулирование инноваций в России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. — № 1–3.

6. Иванов Д.С., Кузык М.Г., Симачев Ю.В. Стимулирование инновационной деятельности российских производственных компаний: возможности и ограничения // Форсайт. 2012. Т. 6. — № 2.

7. Колосова Т.В., Парадеева И.Н. Стимулирование инновационной деятельности малых предприятий как основного ресурса инновационного развития России // Креативная экономика. 2013. — № 1 (73).

8. Кузина Л.А. Совершенствование стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий — 2012 // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал [Электронный ресурс]. — www.uecs.ru/ uecs45-452012/item/1530-2012-09-12-07-22-07 (Дата обращения: 18.06.2015).

9. Мескон М.Х., Альберт М., Седоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Вильямс, 2009.

10. Папков С.В., Сидунова Г.И. Система стимулирования и мотивации персонала в предпринимательской деятельности // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2009. — № 1 (8).

11. Цыганкова В.Н. Формирование промышленной политики региона на основе инновационной активности // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. — № 3 (24).

12. Шагалова Т.В. Развитие форм и методов стимулирования персонала к инновационной деятельности на предприятиях Нижегородской области: автореф. дис. канд. экон. наук. — Нижний Новгород, 2011 [Электронный ресурс]. — www. dissercat.com/content/razvitie-form-i-metodovstimulirovaniya-personala-k-innovatsionnoideyatelnosti-na-predpriya (Дата обращения: 15.06.2015).

13. Шамрай Л.В. Модель конкурентоспособности предприятия в долгосрочном периоде // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. — № 2 (31).

(ПОДГОТОВЛЕНО В РАМКАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «АКТИВИЗАЦИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИБАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА КАК ФАКТОРА ЕГО УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»)

Активизация инновационной деятельности представляет собой важнейшую задачу, решение которой должно обеспечить усиление конкурентных позиций российской экономики в мировой экономической системе. На решение этой задачи нацелена совокупность мер государственного воздействия на инновационный процесс в целом, регулирующих скорость его протекания, отраслевые и региональные приоритеты и пропорции, то есть макроэкономическое стимулирование [5].

Инновационный процесс реализуется и обретает конкретные формы на уровне отдельных предприятий, и для каждого хозяйствующего субъекта инновации являются потенциальным источником выгод и преимуществ [4]. Так как конкурентная позиция национальной экономики формируется как обобщение результатов отдельных хозяйствующих субъектов с учетом возможной синергии и широкого спектра взаимных и неоднозначных влияний, стимулирование инноваций на микроэкономическом уровне обладает значимостью не только с позиций отдельных хозяйствующих субъектов, но и с позиций развития национальной экономики.

Представленный в настоящей статье анализ факторов инновационного развития, которыми предприятие имеет возможность управлять путем стимулирования, проводился на основании изуче ния научных трудов отечественных и зарубежных авторов, содержащих как результаты теоретического характера, так и данные исследований процессов в условиях реальных производств.

В современной экономической литературе инновации часто рассматриваются как универсальный инструмент конкурентной борьбы в среднесрочном и долгосрочном периоде. Опыт успешных инноваторов не противоречит такой точке зрения. Однако имеются результаты исследований, показывающие, что взаимосвязь инновационной активности и конкуренции имеет более сложный характер и может быть охарактеризована как двухфазная система.

Для Цитирования:
Иващенко Л.И., Микроэкономическое стимулирование инновационной деятельности. Управление качеством. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала