По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.161.1 DOI:10.33920/nik-01-2312-01

Михаил Пришвин в зеркале литературного процесса в СССР начала 1930-х годов*

Святославский Алексей Владимирович АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15, E-mail: pokrov1988@gmail.com, ORCID ID: 0000-0002-4909-8323

Предлагаемая статья приурочена к 150-летию со дня рождения одного из наиболее ярких писателей и мыслителей XX в. — Михаила Пришвина и к грядущему в 2024 г. 90-летию Первого Всесоюзного съезда советских писателей. Через призму размышлений Пришвина, занимавшего особое место в советской литературе 1920–1930-х гг., рассмотрены причины, побудившие руководство ВКП(б) приступить в начале 1930-х гг. по инициативе И.В. Сталина к реформированию литературного и художественного процесса в стране в связи с отказом от узкоклассового подхода в сторону формирования общенациональной культуры, что, в частности, выразилось в постановлении ВКП(б) от 23 апреля «О перестройке литературно-художественных организаций» и начале подготовки к проведению Первого Всесоюзного съезда советских писателей.

Литература:

1. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» 23 апреля 1932 г. // «Счастье литературы». Государство и писатели. 1925–1938 гг. Документы / Сост. Д.Л. Бабиченко. — М.: РОССПЭН, 1997. — 319 с.

2. Пришвин М.М. Дневники: Книга третья. Дневники 1920–1922 гг. / Подг. текста Л.А. Рязановой; коммент. Я.З. Гришиной, В.Ю. Гришина. — М.: Моск. рабочий, 1995. — 334 с.

3. Пришвин М.М. Дневники. Книга шестая. 1928–1929. — М.: Русская книга, 2004. — 544 с.

4. Пришвин М.М. Дневники. Книга восьмая. 1932–1935 / Подг. текста Я.З. Гришиной; коммент. Я.З. Гришиной. — СПб.: Росток, 2009. — 1008 с.

5. Сталин И.В. Речь Сталина на собрании писателей-коммунистов на квартире Горького 20 октября 1932 г. // Большая цензура: Писатели и журналисты в Стране Советов. 1917–1956 / Сост. Л.В. Максименков. — М.: МФД; Материк, 2005. — С. 261–268.

1. Resolution of the Politburo of the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks “On the restructuring of literary and artistic organizations” April 23, 1932 // “The Happiness of Literature”. State and writers. 1925–1938 Documents / Comp. D.L. Babichenko. — M.: ROSSPEN, 1997. — 319 p.

2. Prishvin M.M. Diaries: Book Three. Diaries 1920–1922 / Prep. text by L.A. Ryazanova. Comm. Ya.Z. Grishina, V.Yu. Grishina. — M.: Moscow worker, 1995. — 334 p.

3. Prishvin M.M. Diaries. Book six. 1928–1929. — M.: Russian book, 2004. — 544 p.

4. Prishvin M.M. Diaries. Book Eight; 1932–1935. preparation text by Ya.Z. Grishina, comment. Ya.Z. Grishina. — St. Petersburg: Rostock, 2009. — 1008 p.

5. Stalin I.V. Stalin’s speech at a meeting of communist writers at Gorky’s apartment on October 20, 1932 // Great censorship: Writers and journalists in the Land of the Soviets. 1917–1956 / Comp. L.V. Maksimenkov. — M.: MFD; Continent, 2005. — P. 261–268.

* Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда № 23-1801007, https://rscf.ru/project/23-18-01007/; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского.

В конце августа 1934 г., в дни работы Первого Всесоюзного съезда советских писателей, в дневнике М.М. Пришвина появляется запись: «Вот меня запросили на съезде, о чем мог бы я сказать со съезда по радио, и я ответил: — Скажите, что мы ждем от правительства второго шага: первым шагом было 23 Апреля»1. Для историка русской литературы XX в. очевидно, что автор дневника отсылает нас к 23 апреля 1932 г., к выходу в свет постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

Необходимость принятия такого постановления виделась в том, что в подходе к государственному строительству (в том числе к вопросам искусства и литературы) руководство партии отходило от принципа доминирования чисто пролетарской идеологии в сторону формирования общенациональной идеологии нового типа в соответствии с формированием новой общности — советского народа. «В настоящее время, — отмечалось в документе, — когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций <...> становятся уже узкими и тормозят серьезный размах <...> художественного творчества»2. Отметим попутно, что такое решение, инициированное лично вождем, видится первым шагом к разгрузке самой партии от ряда изначально принадлежащих ей функций, к той задуманной в последние годы жизни И.В. Сталина реформе системы управления, когда часть функций госуправления предполагалось переложить на государственные и общественные организации. В данном случае органами регулирования литературного процесса должны были стать творческие союзы. Новая политика в области литературы и искусства вызвала опасения поклонников полной свободы творчества, что, дескать, теперь всех загонят в один «колхоз», а с другой стороны — постановление ударило по левому «пролетарскому» крылу советской литературы, лишив его возможности доминировать в идеологическом плане и осуществлять диктатуру. Естественным образом поворот от классового к общенациональному идеологическому принципу встретил определенное сопротивление и активных участников революции и Гражданской войны, им это показалось отступлением от идеалов, за которые боролись совсем недавно. Будущее показало, что правда была на стороне И.В. Сталина, ибо речь шла о строительстве мощного в экономическом и военном отношении государства, причем с опорой на целый ряд традиционных общенациональных духовных ценностей, от которых поспешили отказаться во время революции и за которые «отвечали» литература и искусство.

Для Цитирования:
Святославский Алексей Владимирович, Михаил Пришвин в зеркале литературного процесса в СССР начала 1930-х годов*. Вопросы культурологии. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: