— Михаил Абдурахманович, какой главный урок вы извлекли из коронавирусной ситуации?
— Есть положительные моменты и отрицательные. Положительные заключаются в том, что все мы, наконец, познали, что такое дистанционное обучение.
Недавно мы создали институт онлайн-образования, где обучаются около полутора тысячи человек, и были сомнения в целесообразности. Но теперь мы поневоле все убедились, что для тех людей, которые сознательно избрали дистанционное обучение как форму образования, это вполне нормально. И в дальнейшем мы будем использовать инструменты дистанционного обучения в нашей работе.
Второй положительный момент состоит в том, что мы убедились, как необходимо для людей общение. Нет такого богатства, которым можно было бы заменить радость человеческого общения. Ведь на самом деле важны не только знания, которые получает студент в университете, но и дружеские связи, которые возникают в студенческие годы. Обмен знаниями, опытом между преподавателем и студентом — это важнейшая составная часть образовательного процесса. Но и воспитательная функция университета очень важна. Мы никогда не отказывались от неё, в отличие от многих университетов, которые считали, что это не дело вуза: заниматься воспитанием. У нас проводится огромное количество различных мероприятий, работают кружки, клубы, где студенты общаются в свободное от учёбы время. И мы считаем, что человек, имеющий знания, но не прошедший школу воспитания, может принести большой вред обществу.
Что касается отрицательных моментов, они касаются того, что не все преподаватели были готовы к тому, чтобы использовать дистанционную форму обучения. Причины — может быть, возраст, неготовность к таким переменам. Также оказалось, что не все инструменты, которые использовались при дистанционном обучении, эффективны. Кто-то использовал Skype, кто-то — WhatsApp, кто-то ещё что-то, но надо признать, что в течение недели, в том числе, с помощью студентов-волонтёров, мы помогли преподавателям найти именно те инструменты, которые позволили им в дальнейшем работать эффективно.