По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Михаил Болотин: «Мне удалось вдохнуть жизнь в тракторостроительную отрасль России»

Об опыте создания ведущего отечественного машиностроительного концерна, управлении крупными промышленными предприятиями и тех качествах, которые сегодня необходимы успешному руководителю, рассказывает член редакционного совета нашего журнала Михаил Болотин.

ДОСЬЕ

Михаил Григорьевич Болотин

Российский предприниматель, автор 33 патентов в области химической промышленности и машиностроения, основатель концерна «Тракторные заводы», канд. хим. наук, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г.

— Михаил Григорьевич, как получилось, что занятие химией в вашей жизни переросло в организацию машиностроительного холдинга?

— Я окончил химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева. В программе обучения на инженерном физико-химическом факультете у нас были курсы по сопромату, начертательной геометрии, высшей математике, процессам и аппаратам, а также другим смежным с классическими для машиностроения предметам. И уровень, и глубина преподавания соответствовали советским стандартам, то есть были очень качественными. Так что я химик с углубленным знанием основ машиностроения, и, в первую очередь, инженертехнолог. А дальше началась моя предпринимательская деятельность. Одним из результатов которой и стало создание машиностроительного холдинга «Тракторные заводы», которым я владел с момента основания до 2018 года.

В середине 1990-х — начале 2000-х годов, в период слома одного уклада и зарождения другого, дело это было рисковое и не очень прибыльное. В те времена было проще что-то купить и перепродать. Или что-то распилить и сдать в цветмет, как произошло, к большому сожалению, со многими уникальными производствами, оставшимися в наследие от Советского Союза и оказавшимися невостребованными.

Поэтому многие крутили у виска, когда я начал консолидировать машиностроительные активы. Но я твердо знал, что российской тракторное производство необходимо сохранить. С тех пор прошло больше 20 лет, и жизнь показала, что я был прав, и Россия может обеспечить свой технологический суверенитет в этом вопросе.

Немногие знают, что, фактически, я продолжил дело своего отца, построившего как тракторный гигант-завод в Чебоксарах, так и Павлодарский тракторный завод. Дело это семейное. Теперь мой сын, Григорий, продолжает это нелегкое дело.

— Какой из реализованных проектов вы считаете наиболее важным?

— За 30 лет опыта в управлении промышленными предприятиями успешных проектов было реализовано много. Были и десятки сделок на рынке M&A (от 1 млн до 300 млн долл. США) в России, Европе и Азии.

Ключевым делом и своим основным результатом все же считаю то, что мне удалось вдохнуть жизнь в тракторостроительную отрасль России в тот момент, когда она могла просто исчезнуть, что называется «как класс». Международные корпорации из США, Японии, Южной Кореи лоббировали фактическое закрытие производств в нашей стране и протекторат для своей продукции.

Я объединял и преобразовывал проблемные промышленные активы, страдавшие «болезнями» перестройки и начала 1990-х годов, в успешные предприятия, ставшие лидерами в своих отраслях. Построил и запустил первые в современной истории России современные литейный и вагоностроительный заводы, созданные в чистом поле. Сборочное производство — 8 тыс. грузовых вагонов при численности персонала 990 чел. В актуальных ценах это почти 40 млрд руб.: приличная производительность на одного работника.

— Как научная работа повлияла на вашу предпринимательскую деятельность?

— Любая научная работа заставляет и побуждает структурировать свои мысли, четко формулировать цели и задачи, самостоятельно составлять алгоритм своих действий. Все это необходимо для любой деятельности, особенно в предпринимательстве.

— Какой совет вы могли бы дать молодым управленцам?

— Молодым управленцам прежде всего необходимо получить базовое технологическое образование, затем проработать на реальном производстве 1–2 года, а далее дополнительно пройти курс обучения в зависимости от желания: укрупненно, финансы или управление.

— Какими важнейшими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный руководитель?

— Современный руководитель должен быть «буйным» в хорошем смысле этого слова. Прямо как в песне Высоцкого. От него должен исходить драйв, он должен быть двигателем, который приводит в движение как всю команду топ-менеджмента, так и рядовых сотрудников. Он должен быть пассионарным и тонко чувствующим настроения коллектива.

— Почему вы выбрали для сотрудничества ИД «Панорама»?

— К сожалению, в России практически не осталось профильной литературы, которая помогала бы промышленникам черпать идеи, узнавать о лучших практиках не в формате новостей и заголовков, а с деталями, подробным разбором кейсов, так, как это делают издания, входящие в ИД «Панорама», например, журнал «Генеральный директор. Управление промышленным предприятием».

На его страницах высказываются специалисты из разных областей и регионов. Это уникальная возможность почерпнуть ценнейший опыт и экстраполировать его на собственное производство.

Издательство является значимым игроком на рынке научно-практической литературы, поэтому для меня большая честь входить в его редакционный совет.

— Михаил Григорьевич, благодарим за то, что вы нашли время ответить на наши вопросы. Рассказ о вашем опыте, а также советы руководителям промышленных предприятий, несомненно, будут полезны для наших читателей.

Беседовал Валерий Шабашов

Язык статьи:
Действия с выбранными: