Дата поступления рукописи в редакцию: 24.11.2023
Дата принятия рукописи в печать: 20.12.2023
В настоящее время в связи с развитием дипломатических и иных отношений РФ с другими странами отмечается рост мигрантов. Они прибывают в Россию, приток по определенным причинам и с различными целями (работа, туризм и др.). Как следствие, на сегодняшний день численность мигрантов достаточно высокая: на территории Российской Федерации находится более 10 млн иностранных граждан. Около 80% иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, прибыли из стран СНГ. Большая часть иностранных граждан прибывают в Российскую Федерацию для занятий трудовой деятельностью. Но все же 42% мигрантов прибывают с иными целями, в том числе и в рамках незаконного пребывания [1]. Отмеченные аспекты обуславливают необходимость проведения миграционной политики.
Так, по мнению В.В. Бобылева, миграционная политика — это комплекс основополагающих идей, целевых установок и действий политико-правового, социального, экономического и идеологического характера, реализуемых при помощи законных форм и методов, в том числе административно-правовых в рамках регулирования миграционных процессов, регулируемых национальным законодательством с соблюдением принципов международного права [2, с. 61].
В дополнение можно отметить точку зрения В.В. Гриценко, по мнению которого миграционная политика предусматривает систему мер правового характера, которые реализуются для урегулирования отношений, возникающих между участниками миграционного процесса по поводу реализации их прав и обязанностей, связанных с въездом в страну, выездом из страны, пребыванием и проживанием на ее территории [3, с. 183].
Реализация миграционной политики регулируется нормами административного и административно-процессуального законодательства.
Административное законодательство можно рассматривать в узком и широком значении. В узком значении — это только совокупность законов, содержащих нормы административного права, а в широком понимании — система источников административного права, призванных обеспечить эффективность управления, регулирования и контроля за отношениями, возникающими в рамках миграционных процессов [4, с. 56].