В очередь за новинкой
Компании активно обмениваются электронными транспортными накладными с 2018 года. Именно тогда на рынок вышло первое в России решение для обмена ЭТрН от сервиса Synerdocs. За два года его успешно опробовали многие известные транспортные компании, грузоотправители и грузополучатели. В их числе — интернет-магазин Wildberries, а также российские представительства Levi’s, DB Schenker, Itella, FM Logistic и др.
Интерес бизнеса к ЭТрН очевиден: компании больше не теряют документы в пути. Отказываясь от бумаг, они ускоряют оплату за товары и услуги, сокращают затраты на печать, отправку, обработку и хранение накладных. В электронном виде поиск и представление документов в ФНС занимает считаные минуты, а не часы и дни, как в истории с бумагами.
Однако есть компании, которые еще сомневаются и не переходят на обмен электронными транспортными накладными с контрагентами. Бизнес опасается, что такие документы не равносильны бумажным с точки зрения закона и их нельзя представить в госорганы. Однако все это только мифы об ЭТрН, которые легко опровергнуть.
Миф №1: «ЭТрН вне закона»
Порядок документооборота перевозочных документов, в том числе транспортной накладной, описан в постановлении Правительства РФ от 15.04.2011 №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». В нем законодатели пояснили, что транспортная накладная подтверждает факт перемещения товара, служит основанием для ведения учета покупателем и продавцом, а также расчетов с перевозчиком. То есть она является первичным учетным документом.
При этом российское законодательство давно разрешает оформлять все первичные учетные документы в электронном формате. Это подтверждает Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цитируем ст. 9 ч. 5: «Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью».
Закон также поясняет, что обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: