Статья поступила 13.06.2019 г.
В мировой культуре есть ряд персонажей, которые своей уникальностью притягивают к себе внимание на протяжении всей человеческой истории. Уходя корнями в мифологическое мышление, они предстают и как символ многогранности мира, и как некая данность. Такая судьба постигла древнегреческого Одиссея, египетского Гора, скандинавских Нибелунгов и многих других, кто интерпретировался в различных видах искусства, становясь аспектом изучения на разных этапах осознания человечеством ментальных границ мира. В славянской мифологии Баба Яга — один из ключевых персонажей. В силу неоднозначности его трактовки и изменения семантической функциональной составляющей ее образ остается загадкой, а потому имеет множественность трактовок. Баба Яга — один из самых популярных персонажей русского фольклора (а также подобный образ есть не только у славян, но и у балтов, финнов, германцев), но ее истинная природа непонятна и многогранна. Существуют несколько основных точек зрения, трактующих происхождение Бабы Яги:
1. Мифологическая школа связывает этот персонаж с небесными силами, в частности с тучами и грозами.
2. Она является продолжением божеств подземного царства.
3. Баба Яга связана с культом материнства.
4. Она сторож у входа в царство мертвых. Но самое интересное, что отмечает данный исследователь, «…Баба Яга иногда прядёт, ткёт и шьёт, что должно напоминать о близости этого необычного персонажа к обычной крестьянской жизни… Ступа и пестик несут эротическую нагрузку в метафорическом языке фольклора… они символизируют половой акт» [1].
Данные утверждения доказывают, что Баба Яга имела отношение ко всем сферам крестьянской жизни. В дохристианскую эпоху Баба Яга выполняла функции хранения домашнего очага и присмотра за детьми. Именно то, что этого персонажа называли Баба, говорило о высокой степени уважения к нему. Так называемая Доисторическая Венера и Баба Яга играли знаковую роль в жизни древних народов, будучи хранительницами рода и традиций. Отсюда, когда в христианском мире Баба Яга была наделена большим количеством негативных качеств и свойств личности, все ее отрицательные черты имели и положительные аспекты. Она помогает найти, спасает от злых сил, кормит и поит, т.е. выполняет множество действий, за которыми стоит помощь страждущим. У нее есть ряд атрибутов, которые ее отличают от всех других существ: она живет в избушке на курьих ножках, у нее есть ступа и метла, она может летать. Таким образом, уже по наличию этих артефактов можно предположить, что Баба Яга находится в междумирье. Ее избушка в темном лесу есть граница между жизнью и смертью, а она страж, не пускающий живых и не выпускающий мертвых. Ей принадлежит то, чего нет ни у кого другого: ковер-самолет, сапоги-скороходы, клубок, указывающий путь, гусли-самогуды. Значительно позже эти предметы разбрелись по другим сказкам, изначально ими владела только Баба Яга, у которой помимо магической собственной силы и волшебных предметов есть еще и могущественные слуги, полностью ей подчиняющиеся. Это гуси-лебеди, три всадника, олицетворяющие день, солнце и тьму, различные животные, растения и предметы: ворон, кот, ворота, береза, кобылы, конь.