Подписка:

+7 495 274-22-22

Телефон для справок:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43/.45

Мифологический, социокультурный и кинематографический контекст образа Бабы Яги

Бернатоните Ада Казимировна ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», Россия, 634061, Томск, ул. Киевская, 60, e-mail: ada_bernaton@inbox.ru, кандидат искусствоведения, доцент кафедры отечественной истории и культурологии Томского государственного педагогического университета, член Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Ключевые слова: герой, миф, обряд, инфернальность, амбивалентность

В данной статье рассматривается специфика образа Бабы Яги с анализом функционального и внешнего контекста как ее мифологической, так и кинематографической природы. Мифологический персонаж обладает устойчивыми характеристиками, тогда как при переносе на экран устойчивость размывается и остается только узнаваемость. В тех фильмах, где роль Бабы Яги исполняли мужчины, она была более экстравагантна и разнопланова. В частности, самый известный исполнитель этой роли Георгий Милляр, шел от абсолютного мифического соответствия персонажа к его очеловечиванию и узнаваемости тех черт сказочной сущности, которые характерны для повседневной жизни женщины с определенными жизненными установками. Женщины-актрисы в основном наделяли свою героиню ипостасью бабушки, которая помогает детям разобраться в сложившейся ситуации. Баба Яга в современной кинематографической трактовке еще более далека от первоисточника, чем в советской киносказке, которая стремилась к литературности, потому что лишена амбивалентности.

UDK: 791.43/.45

Th e mythological, socio-cultural and cinematographic context of the image of Baba Yaga

Bernatonite A.K.
Keywords: hero, myth, rite, infernality, ambivalence

The paper is devoted to the particularity of Baba Yaga's image with the analysis of her functional and external context,as its mythological as cinematic nature The mythological character has stable qualities, while by the transfer to the screen steadiness is eroded and there is only recognition. In those films where the role of Baba Yaga was performed by men, she was more extravagant and diverse. In particular, the most famous performer of this role, George Millar, followed from the absolute mythical correspondence of the character to his humanization and recognition of those features of the fairy-tale essence that are characteristic for the daily life of a woman with certain life principles. Female Actresses are mostly endowed her heroine grandmother's hypostasis who helps children to deal with the situation.In the modern cinematographic interpretation, Baba Yaga is even farther from the primary source than in the Soviet film fairy tale which sought to literary, because it lacks ambivalence.

Статья поступила 13.06.2019 г.

В мировой культуре есть ряд персонажей, которые своей уникальностью притягивают к себе внимание на протяжении всей человеческой истории. Уходя корнями в мифологическое мышление, они предстают и как символ многогранности мира, и как некая данность. Такая судьба постигла древнегреческого Одиссея, египетского Гора, скандинавских Нибелунгов и многих других, кто интерпретировался в различных видах искусства, становясь аспектом изучения на разных этапах осознания человечеством ментальных границ мира. В славянской мифологии Баба Яга — один из ключевых персонажей. В силу неоднозначности его трактовки и изменения семантической функциональной составляющей ее образ остается загадкой, а потому имеет множественность трактовок. Баба Яга — один из самых популярных персонажей русского фольклора (а также подобный образ есть не только у славян, но и у балтов, финнов, германцев), но ее истинная природа непонятна и многогранна. Существуют несколько основных точек зрения, трактующих происхождение Бабы Яги:

1. Мифологическая школа связывает этот персонаж с небесными силами, в частности с тучами и грозами.

2. Она является продолжением божеств подземного царства.

3. Баба Яга связана с культом материнства.

4. Она сторож у входа в царство мертвых. Но самое интересное, что отмечает данный исследователь, «…Баба Яга иногда прядёт, ткёт и шьёт, что должно напоминать о близости этого необычного персонажа к обычной крестьянской жизни… Ступа и пестик несут эротическую нагрузку в метафорическом языке фольклора… они символизируют половой акт» [1].

Данные утверждения доказывают, что Баба Яга имела отношение ко всем сферам крестьянской жизни. В дохристианскую эпоху Баба Яга выполняла функции хранения домашнего очага и присмотра за детьми. Именно то, что этого персонажа называли Баба, говорило о высокой степени уважения к нему. Так называемая Доисторическая Венера и Баба Яга играли знаковую роль в жизни древних народов, будучи хранительницами рода и традиций. Отсюда, когда в христианском мире Баба Яга была наделена большим количеством негативных качеств и свойств личности, все ее отрицательные черты имели и положительные аспекты. Она помогает найти, спасает от злых сил, кормит и поит, т.е. выполняет множество действий, за которыми стоит помощь страждущим. У нее есть ряд атрибутов, которые ее отличают от всех других существ: она живет в избушке на курьих ножках, у нее есть ступа и метла, она может летать. Таким образом, уже по наличию этих артефактов можно предположить, что Баба Яга находится в междумирье. Ее избушка в темном лесу есть граница между жизнью и смертью, а она страж, не пускающий живых и не выпускающий мертвых. Ей принадлежит то, чего нет ни у кого другого: ковер-самолет, сапоги-скороходы, клубок, указывающий путь, гусли-самогуды. Значительно позже эти предметы разбрелись по другим сказкам, изначально ими владела только Баба Яга, у которой помимо магической собственной силы и волшебных предметов есть еще и могущественные слуги, полностью ей подчиняющиеся. Это гуси-лебеди, три всадника, олицетворяющие день, солнце и тьму, различные животные, растения и предметы: ворон, кот, ворота, береза, кобылы, конь.

Для Цитирования:
Бернатоните Ада Казимировна, Мифологический, социокультурный и кинематографический контекст образа Бабы Яги. Вопросы культурологии №11 2019. 2019;11.
Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала