По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43/.45

Мифологический, социокультурный и кинематографический контекст образа Бабы Яги

Бернатоните Ада Казимировна ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», Россия, 634061, Томск, ул. Киевская, 60, e-mail: ada_bernaton@inbox.ru, кандидат искусствоведения, доцент кафедры отечественной истории и культурологии Томского государственного педагогического университета, член Гильдии киноведов и кинокритиков России.

В данной статье рассматривается специфика образа Бабы Яги с анализом функционального и внешнего контекста как ее мифологической, так и кинематографической природы. Мифологический персонаж обладает устойчивыми характеристиками, тогда как при переносе на экран устойчивость размывается и остается только узнаваемость. В тех фильмах, где роль Бабы Яги исполняли мужчины, она была более экстравагантна и разнопланова. В частности, самый известный исполнитель этой роли Георгий Милляр, шел от абсолютного мифического соответствия персонажа к его очеловечиванию и узнаваемости тех черт сказочной сущности, которые характерны для повседневной жизни женщины с определенными жизненными установками. Женщины-актрисы в основном наделяли свою героиню ипостасью бабушки, которая помогает детям разобраться в сложившейся ситуации. Баба Яга в современной кинематографической трактовке еще более далека от первоисточника, чем в советской киносказке, которая стремилась к литературности, потому что лишена амбивалентности.

Литература:

1. Уорнер Э. Русские мифы. — М.: Фаир, 2008. — 112 с.

2. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 688 с.

3. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 1998. — 509 с.

4. Мелетинский Е., Неклюдов С., Новик Е., Сегал. Д. Структура волшебной сказки. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. — 234 с.

5. Велицин Б. Владелец волшебных ключей // Советский Экран. — 1966. — № 10. — С. 6.

6. Гавриков И. Царь Горох, Баба Яга и другие // Советский экран. — 1989. — № 2. — С. 12.

Статья поступила 13.06.2019 г.

В мировой культуре есть ряд персонажей, которые своей уникальностью притягивают к себе внимание на протяжении всей человеческой истории. Уходя корнями в мифологическое мышление, они предстают и как символ многогранности мира, и как некая данность. Такая судьба постигла древнегреческого Одиссея, египетского Гора, скандинавских Нибелунгов и многих других, кто интерпретировался в различных видах искусства, становясь аспектом изучения на разных этапах осознания человечеством ментальных границ мира. В славянской мифологии Баба Яга — один из ключевых персонажей. В силу неоднозначности его трактовки и изменения семантической функциональной составляющей ее образ остается загадкой, а потому имеет множественность трактовок. Баба Яга — один из самых популярных персонажей русского фольклора (а также подобный образ есть не только у славян, но и у балтов, финнов, германцев), но ее истинная природа непонятна и многогранна. Существуют несколько основных точек зрения, трактующих происхождение Бабы Яги:

1. Мифологическая школа связывает этот персонаж с небесными силами, в частности с тучами и грозами.

2. Она является продолжением божеств подземного царства.

3. Баба Яга связана с культом материнства.

4. Она сторож у входа в царство мертвых. Но самое интересное, что отмечает данный исследователь, «…Баба Яга иногда прядёт, ткёт и шьёт, что должно напоминать о близости этого необычного персонажа к обычной крестьянской жизни… Ступа и пестик несут эротическую нагрузку в метафорическом языке фольклора… они символизируют половой акт» [1].

Данные утверждения доказывают, что Баба Яга имела отношение ко всем сферам крестьянской жизни. В дохристианскую эпоху Баба Яга выполняла функции хранения домашнего очага и присмотра за детьми. Именно то, что этого персонажа называли Баба, говорило о высокой степени уважения к нему. Так называемая Доисторическая Венера и Баба Яга играли знаковую роль в жизни древних народов, будучи хранительницами рода и традиций. Отсюда, когда в христианском мире Баба Яга была наделена большим количеством негативных качеств и свойств личности, все ее отрицательные черты имели и положительные аспекты. Она помогает найти, спасает от злых сил, кормит и поит, т.е. выполняет множество действий, за которыми стоит помощь страждущим. У нее есть ряд атрибутов, которые ее отличают от всех других существ: она живет в избушке на курьих ножках, у нее есть ступа и метла, она может летать. Таким образом, уже по наличию этих артефактов можно предположить, что Баба Яга находится в междумирье. Ее избушка в темном лесу есть граница между жизнью и смертью, а она страж, не пускающий живых и не выпускающий мертвых. Ей принадлежит то, чего нет ни у кого другого: ковер-самолет, сапоги-скороходы, клубок, указывающий путь, гусли-самогуды. Значительно позже эти предметы разбрелись по другим сказкам, изначально ими владела только Баба Яга, у которой помимо магической собственной силы и волшебных предметов есть еще и могущественные слуги, полностью ей подчиняющиеся. Это гуси-лебеди, три всадника, олицетворяющие день, солнце и тьму, различные животные, растения и предметы: ворон, кот, ворота, береза, кобылы, конь.

Для Цитирования:
Бернатоните Ада Казимировна, Мифологический, социокультурный и кинематографический контекст образа Бабы Яги. Вопросы культурологии. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: