Понятие архетипа, ведущее происхождение от теории коллективного бессознательного К.Г. Юнга и широко используемое в культурологии, психологии, философии, литературоведении и других научных областях, часто понимается как предельно общая схема, «единица хранения» культурной памяти. Особенное значение понятие архетипа приобрело в культурологии как инструмент восстановления культурного среза и семиотического толкования текстов разных эпох сквозь призму их архаических доминант. Особенно значимо здесь положение К. Юнга о том, что архетипы — это «не только отпечатки постоянно повторяющихся сходных переживаний, но вместе с тем они эмпирически ведут себя как силы или тенденции к повторению тех же самых переживаний. Дело в том, что всегда, когда некоторый архетип появляется в сновидении, в фантазии или в жизни, он приносит с собой некоторое особое „влияние“ или силу, благодаря которой его воздействие имеет нуминозный, т.е. зачаровывающий либо побуждающий к действиям эффект» [22, с. 85].
Кроме того, Юнг указывает и на важность проявлений архетипа в искусстве как отражения всеобщих базовых сверхличных символических образов, форм и представлений человечества: «Творческий процесс, насколько мы можем его проследить, состоит в бессознательной активации архетипического образа и его дальнейшей обработке и оформлении в законченное произведение. Давая форму такому образу, художник переводит его на язык настоящего, что делает возможным для нас найти дорогу назад к самым изначальным истокам жизни» [23, c. 28]. Э. Кассирер рассматривал миф как функцию, лишенную субстанциальности [7]; как саморазвивающаяся система миф представлен в работах К. Хюбнера [1]. Динамическая сторона архетипа в новых условиях культуры получила дальнейшую разработку в трудах В.Н. Топорова [13; 14], Е.М. Мелетинского [9; 11], С.С. Аверинцева [1, c. 110–156] и др.
В рамках статьи мы рассматриваем женскую образность как вариацию различных степеней актуализации и синтеза трех основных женских типов, восходящих к архетипическим образам Матери, Героини, Роковой женщины. Архетипический образ мы понимаем как достаточно устоявшуюся схему, в которой может быть выделена константная черта, набор характерных качеств, отражающих функциональную особенность проявления типа. Эти образы обладают амбивалентностью, устойчивостью и универсальностью, что и позволяет нам использовать термин «архетипический» в их определении.