Статья поступила 11.12.2024 г. Статья одобрена к публикации 21.02.2025 г.
Понятие мифа обычно ассоциируется с древним периодом человеческой истории (например, мифы Древней Греции), однако миф и мифологическое мышление стали центральными темами фундаментальных трудов, посвященных не только давнему прошлому, но и современности. Так, А.Ф. Лосев утверждал, что элементы мифа содержатся в науке, искусстве и даже повседневности — мифологична сама личность [10]. У. Эко и М. Элиаде указывали на присутствие мифологем в тиражируемых образах из комиксов и полицейских романов [14; 15]. Э. Кассирер изучал становление политических мифов и выделил техники из производства [8, c. 160–166].
Мифотворчество не утратило значения в современном мире, что мы пытаемся показать, обратившись к рассмотрению спортивного медиадискурса. Учитывая, что сегодня спорт является влиятельной частью культурной, экономической и политической повестки стран, это делает актуальным анализ социологических эффектов, сопряженных с реактуализацией мифологического мышления при освещении спортивных событий в популярных медиа. Следует отметить, что профессиональный спорт, получивший толчок к развитию и необычайную популярность в XX веке, является одной из сфер, где мифотворчество находит деятельное применение. Достаточно вспомнить, что традиция современных Олимпийских игр отсылает нас к античным соревнованиям и содержит мифологические элементы уже в своем церемониале.
Реактуализация мифологического мышления присуща, по Э. Кассиреру и К. Леви-Строссу [9], человеку на всех этапах его исторического развития. Формированию мифа и его способности переводить историю в идеологию посвящены исследования Р. Барта [2]. В отечественной литературе акцент делается на социально-политическом бытии мифа. В частности, А.Г. Иванов постулирует две функции социального мифа: объяснительную и побуждающую [6; 7]. Развитием его модели является цифровая мифология Д.С. Артамонова, которая изучает возможности интернет-технологий [1, c. 727–731]. В связи с этим Н. В. Плотичкина замечает, что миф легитимирует символическую власть СМИ и одновременно создает образ медиа «для потребителя» [12]. Наконец, свою интерпретацию бытия современных, «вторичных», мифов дает Г. М. Ибатуллина [5], а Ж. Н. Маслова поэтапно анализирует процесс конструирования мифологического знания [11, c. 16–27].