По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 009 DOI:10.33920/nik-02-2504-07

«Миф о герое» в российском спортивном медиадискурсе (на примере чемпионата мира «Формула-1»)*

Федоренко Алексей Алексеевич аспирант кафедры культурологии и социальной коммуникации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, Российская Федерация, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1, Эл. адрес: fedorenkoalexey234@gmail.com

Автор анализирует приемы мифотворчества в массмедиа. На примере медиадискурса гоночного чемпионата «Формула-1» (период с 2019 по 2024 гг.) выделены и охарактеризованы основные темы и мифологемы, используемые при освещении спортивных событий, и механизмы их репрезентации. Прослеживается их связь с социальным и политическим мифотворчеством. Показано, что в современном спортивном медиадискурсе отчетливо представлены мифологемы «героя» и «злодея», символически прикрепленные к фигурам гонщиков и встроенные в их медиаобразы. Такая схема структурирует медиадискурс по мифологической схеме «хорошие свои» и «плохие чужие», символически соединяя аудиторию с характеристиками героев, подлежащими интериоризации и усвоению в процедурах социализации.

Литература:

1. Артамонов Д.С. Цифровой поворот в исследованиях социальных мифов // После постпозитивизма: сборник научных статей / Научн. ред. и сост. И.Т. Касавин, И.Д. Невважай, Л.В. Шиповалова, Д.С. Артамонов. — Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2022. — С. 727–731.

2. Барт Р. Мифологии. — М.: Академический Проект, 2008. — 351 с.

3. Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю. Марковой; Отв. ред., предисл. Н. Шматко. — М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. — 160 с.

4. Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. Монография / И.М. Дзялошинский. — М.: Издательство Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2013. — 479 с.

5. Ибатуллина Г.М. Миф и деконструкция мифа в современной культуре / Г.М. Ибатуллина // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития филологической науки: материалы Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием, Стерлитамак, 08–09 ноября 2022 года, 2022. — С. 13–18.

6. Иванов А.Г. Социальная мифология и ее роль в развитии общества: дис. ... док. филос. наук: 09.00.11. — Липецкий государственный технический университет, Липецк, 2017. — 334 с.

7. Иванов А.Г., Полякова И.П. Социальная мифология в пространстве повседневности и масс-медиа // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. — Вып. 1. — 2018. — С. 5–15.

8. Кассирер Э. (Техника современных политических мифов // Вестник МГУ. — Сер. 7. Философия. — 1990. — № 2. — С. 160–166.

9. Леви-Стросс К. Структурная антропология / Пер. с фр. В.В. Иванова. — Москва: Наука, 1985. — 398 с.

10. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. — Москва: Директ-Медиа, 2007. — 468 с.

11. Маслова Ж.Н. Современный миф как структура знания: объяснительная функция мифа в языковой картине мира // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2021. — № 2. — С. 16–27.

12. Плотичкина Н.В. Медийная мифология социального в современном обществе // Вестник РУДН. — Серия: Социология. — 2020. — №2. — С. 239–251.

13. Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. — М.: Гардарики, 200. — 843 с.

14. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Перев. с англ. и итал. С. Серебряного. — СПб: Издательство «Симпозиум», 2005. — 502 с.

15. Элиаде М. Аспекты мифа/ Пер. с фр. В.П. Большакова. — 4-е изд. М.: Академический проспект, 2010. — 256 с.

1. Artamonov D.S. The Digital Turn in Social Myth Research // After Postpositivism: A Collection of Scientific Articles / Scientific ed. and compiled by I.T. Kasavin, I.D. Nevvazhai, L.V. Shipovalova, D.S. Artamonov. — Moscow: Publishing House "Russian Society for the History and Philosophy of Science", 2022. — P. 727–731.

2. Barthes R. Mythologies. — Moscow: Academic Project, 2008. — 351 p.

3. Bourdieu P. On Television and Journalism / Transl. from French by T. Anisimova, Yu. Markova; Responsible. editor, foreword by N. Shmatko. — Moscow: Scientific Research Foundation "Pragmatics of Culture", Institute of Experimental Sociology, 2002. — 160 p.

4. Dzyaloshinsky I.M. Media space of Russia: communication strategies of social institutions. Monograph / I.M. Dzyaloshinsky. — M.: Publishing House of the Academy of Advanced Training and Professional Retraining of Education Workers, 2013. — 479 p.

5. Ibatullina G.M. Myth and deconstruction of myth in modern culture / G.M. Ibatullina // Modern problems and promising directions of innovative development of philological science: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Sterlitamak, November 08-09, 2022, 2022. — P. 13–18.

6. Ivanov A.G. Social mythology and its role in the development of society: dis. ... doc. philos. sciences: 09.00.11. — Lipetsk State Technical University, Lipetsk, 2017. — 334 p.

7. Ivanov A.G., Polyakova I.P. Social mythology in the space of everyday life and mass media // Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. — Issue. 1. — 2018. — P. 5–15.

8. Cassirer E. (Technique of modern political myths // Bulletin of Moscow State University. — Series 7. Philosophy. — 1990. — No. 2. — P. 160–166.

9. Levi-Strauss K. Structural anthropology / Translated from French by V.V. Ivanov. — Moscow: Nauka, 1985. — 398 p.

10. Losev A.F. Dialectics of myth / A.F. Losev. — Moscow: Direct-Media, 2007. — 468 p.

11. Maslova Zh.N. Modern myth as a structure of knowledge: the explanatory function of myth in the linguistic picture of the world // Issues of cognitive linguistics. — 2021. — No. 2. — P. 16–27.

12. Plotichkina N.V. Media mythology of the social in modern society // Bulletin of RUDN University. — Series: Sociology. — 2020. — No. 2. — pp. 239–251.

13. Political science: a reader / Comp. prof. M.A. Vasilik, associate professor M.S. Vershinin. — M.: Gardariki, 200. — 843 p.

14. Eco U. The role of the reader. Studies on text semiotics / Transl. from English and Italian S. Serebryany. — St. Petersburg: Publishing House "Symposium", 2005. — 502 p.

15. Eliade M. Aspects of myth / Transl. from fr. V.P. Bolshakova. — 4th ed. M.: Academic Avenue, 2010. — 256 p.

Статья поступила 11.12.2024 г. Статья одобрена к публикации 21.02.2025 г.

Понятие мифа обычно ассоциируется с древним периодом человеческой истории (например, мифы Древней Греции), однако миф и мифологическое мышление стали центральными темами фундаментальных трудов, посвященных не только давнему прошлому, но и современности. Так, А.Ф. Лосев утверждал, что элементы мифа содержатся в науке, искусстве и даже повседневности — мифологична сама личность [10]. У. Эко и М. Элиаде указывали на присутствие мифологем в тиражируемых образах из комиксов и полицейских романов [14; 15]. Э. Кассирер изучал становление политических мифов и выделил техники из производства [8, c. 160–166].

Мифотворчество не утратило значения в современном мире, что мы пытаемся показать, обратившись к рассмотрению спортивного медиадискурса. Учитывая, что сегодня спорт является влиятельной частью культурной, экономической и политической повестки стран, это делает актуальным анализ социологических эффектов, сопряженных с реактуализацией мифологического мышления при освещении спортивных событий в популярных медиа. Следует отметить, что профессиональный спорт, получивший толчок к развитию и необычайную популярность в XX веке, является одной из сфер, где мифотворчество находит деятельное применение. Достаточно вспомнить, что традиция современных Олимпийских игр отсылает нас к античным соревнованиям и содержит мифологические элементы уже в своем церемониале.

Реактуализация мифологического мышления присуща, по Э. Кассиреру и К. Леви-Строссу [9], человеку на всех этапах его исторического развития. Формированию мифа и его способности переводить историю в идеологию посвящены исследования Р. Барта [2]. В отечественной литературе акцент делается на социально-политическом бытии мифа. В частности, А.Г. Иванов постулирует две функции социального мифа: объяснительную и побуждающую [6; 7]. Развитием его модели является цифровая мифология Д.С. Артамонова, которая изучает возможности интернет-технологий [1, c. 727–731]. В связи с этим Н. В. Плотичкина замечает, что миф легитимирует символическую власть СМИ и одновременно создает образ медиа «для потребителя» [12]. Наконец, свою интерпретацию бытия современных, «вторичных», мифов дает Г. М. Ибатуллина [5], а Ж. Н. Маслова поэтапно анализирует процесс конструирования мифологического знания [11, c. 16–27].

Для Цитирования:
Федоренко Алексей Алексеевич, «Миф о герое» в российском спортивном медиадискурсе (на примере чемпионата мира «Формула-1»)*. Ученый совет. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: