* Статья подготовлена к XVIII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Воспитание: вызовы современности» (Москва, 24–26 ноября 2022 г.).
Важную роль в налаживании товарообмена и духовного взаимопроникновения сыграла письменность. Возникновение письменности — основной признак того, что общество стоит на пороге цивилизации. В соответствии с этим критерием уэльский археолог Глин Дэниел в 1968 г. предложил определение шести древнейших колыбелей цивилизации, которые появились независимо друг от друга, — так называемые Шесть великих цивилизаций. Четыре из них зародились в Евразии: Месопотамия, Египет, Китай, Индия. Еще две — в Америке: Мексика и Перу. Полученные современной археологией данные подтверждают: китайская цивилизация, как и другие пять великих цивилизаций, имела независимое происхождение и собственную культурную систему. Более того, китайская цивилизация оказала огромное влияние на развитие остальных цивилизаций Старого света. Этот аспект наиболее наглядно поясняется и подтверждается изобретением в Китае шелка и распространением шелковых тканей по древнему миру [2].
Торговля редкими товарами, заложившая основу для развития и активного функционирования Шелкового пути с древности и по Новое время, создавала новые маршруты и расширяла географию торговых городов. Шелковый путь, который в древности брал свое начало с лазуритового или нефритового путей, в дальнейшем был известен как конный и чайный путь, которые брали начало в центральном и восточном Китае и продолжались через пустыни, горы и степи и достигали Средиземноморья. Упоминание античными авторами торговой дороги далеко на Восток, а также о торговле шелком позволяет предположить, что Великий Шелковый путь под различными названиями начал функционировать довольно рано.
Сведения о народах, проживающих на разных дистанциях трансконтинентальной торговой артерии, позволяют установить и реконструировать разные этапы его становления. Сам феномен единой торговой магистрали стал центром внимания исследователей сравнительно недавно, в XIX веке, когда в поисках предков своих народов исследователи начали изучать историю Центрально-Азиатского региона. Существует масса работ, посвященных исследованию как истории самого Великого Шелкового пути, так и истории Центральной Азии, но следует признать, что только во второй половине ХХ века начинается полноценное научное исследование истории региона. Несмотря на обилие исследовательской литературы, до сих пор остро не хватает полноценных общих работ, носящих описательный характер, что создает нишу для различных вариаций. Как правило, в рассмотрении исторической перспективы функций Великого Шелкового пути упор в исследовании делается на оседло-земледельческой культуре, что объясняется удобством для изучения.