Дефицит витамина D является глобальной проблемой общественного здравоохранения, которая охватила более половины населения планеты. D-авитаминоз несет особенную угрозу пожилым людям и людям с сопутствующими заболеваниями, такими как ожирение, диабет, гипертония, респираторные заболевания, рецидивирующие инфекции, иммунодефицит и злокачественные новообразования, а также населению северных территорий [1]. Не вызывает сомнений тот факт, что дефицит витамина D в сыворотке крови связан с более тяжелым поражением легких, большей продолжительностью заболевания и риском смерти у пожилых пациентов с COVID-19. Обнаружение низкого уровня витамина D также у более молодых пациентов с COVID-19 с меньшим количеством сопутствующих заболеваний указывает на дефицит витамина D как на важнейший фактор риска тяжелого исхода заболевания в любом возрасте [2].
D-авитаминоз чрезвычайно распространен среди беременных женщин и оказывает огромное влияние не только на здоровье матери, но и на здоровье ребенка, он сопровождается инфекциями матери и ребенка, преждевременными родами, преэклампсией, гестационным диабетом, а также пожизненным закреплением у младенца хронических болезней [3].
Martens P.J. et al. (Clinical and Experimental Endocrinology, Belgium) считают ошеломляющими доказательства связи между дефицитом витамина D и неблагоприятными иммунными исходами (инфекции и аутоиммунные заболевания), что четко указывает на необходимость предотвращение дефицита витамина D, особенно в раннем возрасте [4]. Недавние данные показали, что витамин D действует на врожденный и адаптивный иммунитет и оказывает иммуномодулирующее действие на аутоиммунные заболевания и рак. Несколько исследований продемонстрировали взаимосвязь между дефицитом витамина D, аутоиммунными заболеваниями щитовидной железы и раком щитовидной железы [5, 6].
Метаанализ обсервационных исследований Muñoz A. et al. (Universidad Autónoma de Madrid) показал обратную корреляцию сывороточного 25‑гидроксивитамина D с заболеваемостью 12 типами рака. Согласно расчетам Muñoz A. et al., достижение уровня кальцифедиола [25(OH)D] в сыворотке крови величины 80 нг/мл против 10 нг/мл позволило бы снизить заболеваемость раком на 70 ± 10% [7]. Низкие уровни 25(OH)D и 1,25‑дигидроксивитамина D связаны с распространенной дисфункцией миокарда, смертями из‑за сердечной недостаточности и внезапной сердечной смертностью [8].