В результате процесса глобализации началось активное развитие внешнеэкономических связей, вследствие чего многие компании стали многонациональными. Их успех на иностранных рынках во многом стал определяться знанием и соблюдением делового этикета того государства, в котором они планируют начать экономическую деятельность. В свете чего вопрос соблюдения местного делового этикета приобретает особую важность и значение. Помимо этого, необходимо знать основы и особенности культуры, традиций деловых представителей компаний и стран, которые представляют экономический интерес.
Сегодня деловой этикет стал нормой предпринимательской жизни. Знание правил делового этикета помогает избегать ошибок, а в случае их возникновения помогает уладить их доступными, общепринятыми способами. В связи с чем можно сформулировать основную функцию делового этикета: формирование правил поведения, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе делового общения.
Деловой этикет является одним из главных «орудий» формирования имиджа компании. Те фирмы, в которых не соблюдается этикет, рискуют многое потерять. С компаниями, соблюдающими деловой этикет, гораздо приятнее работать. В таких компаниях создается и поддерживается благоприятный психологический климат, способствующий развитию деловых отношений1 .
Необходимо четко осознать тот факт, что бизнес делается не только на экономической основе, но и на этической. Именно на правилах делового этикета основываются установленные в той или иной компании правила делового протокола.
Деловой протокол — строгий, обязательный к исполнению регламент, учитывающий все нюансы делового взаимодействия. Данный регламент устанавливает четкие правила для каждого из участников бизнес-процедуры с учетом его статуса и места в иерархической системе компании. В настоящее время соблюдение общеустановленного делового протокола является неотъемлемой частью деловой репутации компании2 .