По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.59

Международные выборные практики ученического самоуправления

Юлия Владимировна Меняйленко канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и социокультурного развития личности, ФГБОУ ВО «Таганрогский институт им. А. П. Чехова», (филиал) РГЭУ (РИНХ) г. Таганрог, ул. Инициативная, д. 46
Виталия Станиславовна Шаповалова канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и социокультурного развития личности, ФГБОУ ВО «Таганрогский институт им. А. П. Чехова», (филиал) РГЭУ (РИНХ) г. Таганрог, ул. Инициативная, д. 46, Е-mail: vitalia1604@mail.ru

Данная статья посвящена изучению и обобщению международного опыта организации ученического самоуправления в общеобразовательных организациях и определению роли выборных практик в достижении целей ученического самоуправления, в том числе на примере организации ученического самоуправления в ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат».

Литература:

1. Белых И. Н., Игнатова В. В. Особенности становления нравственного воспитания в педагогической практике школ Приенисейской Сибири в 1917–1930 гг. // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 1. — С. 309–319.

2. Болотова М. И. Событие как основа воспитательного пространства детско-взрослой общности // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 1. — С. 318–327.

3. Большой энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001. — 1456 с.

4. Бочкарёв В. И. Директору школы о самоуправлении. — М.: Владос, 2001. — 192 с.

5. Бочкарёв И. В. Социально-педагогические основы школьного самоуправления [Текст]: дисс…. д-ра пед. наук. — М., 1998. — 80 с.

6. Бочкарев И. В., Опалихин В. М. Школьное самоуправление в вопросах и ответах // Воспитание школьников. — 1995. — № 4. — С. 19–21.

7. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.

8. Грохольская О. Г. Научные исследования // Научные исследования в образовании: электронный научный журнал. — 2010. — № 7. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/contents. asp?id=33603332.

9. Дик Н. Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении: книга современного руководителя. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 288 с.

10. Жуков В. В. Развитие ученического самоуправления в классном коллективе [Текст]: дисс…. канд. пед. наук. — М., 1983. — 20 с.

11. Караковский В. А. Директор — учитель — ученик // Педагогика и психология — 1982. — № 9. — 83 с.

12. Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1983. — 93 с.

13. Курганский С. М. Путешествие в страну творчества и самоуправления: организация досуговой деятельности учащихся старшего школьного возраста. — М.: Владос, 2007 — 358 с.

14. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8 тт. / сост. М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. — М.: Педагогика, 2006. — 4 т.

15. Меняйленко Ю. В., Макаров А. В. Ученическое самоуправление как фактор формирования социальной активности школьников // Опыт и эффективные инструменты развития современной системы дополнительного (внешкольного) образования детей: мат-лы V Всерос. ярмарки социально-педагогических инноваций — 2018 (29 марта 2018 г.) / под ред. Л. А. Турик. — Ростов-н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального ун-та, 2018. — 286 с.

16. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов. 1917–1973 гг. / сост. А. А. Абакумов и др. — М.: Педагогика, 1974. — С. 156–162, 278–281.

17. Новикова Л. И. Самоуправление в школьном коллективе // Педагогика и психология. — М.: Знание, 1988. — № 7. — 30 с.

18. Опалихин В. М. Развитие ученического самоуправления в школе: актуальные проблемы. — М.: Знание, 1984. — 39 с.

19. Опалихин В. М. Направляющая роль комитета комсомола и совета пионерской дружины в деятельности учкома // Методика и опыт развития ученического самоуправления в школе / Сост. В. В. Жуков. — М.: АПН СССР, 1986. — 26 с.

20. Основные принципы единой трудовой школы // Народное образование. — 1999. — № 10. — С. 40–47.

21. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917–1941) / отв. ред. Н. П. Кузин, М. Н. Колмакова, 3. И. Равкин. — М.: Педагогика, 1980. — 456 с.

22. Положение об ученическом комитете в общеобразовательной школе // Воспитание школьников. — 1978. — № 5. — С. 72–73.

23. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1993. — 1632 с.

24. Рожков М. И. Развитие самоуправление в детских коллективах: учебно-методическое пособие. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 206 с.

25. Рожков М. И., Байбородова М. И. Организация воспитательного процесса в школе. — М., 2001. — 256 с.

26. Смекалова Е. М. Школа лидерства. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 96 с.

27. Справочник классного руководителя / сост. В. М. Коротов. — М.: Просвещение, 1979. — С. 6–19.

28. Твердохлебов Н. К. Совершенствование организационно-структурных форм и функций ученического самоуправления: дисс…. канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1981. — 26 с.

29. Тетерский С. В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи. — М.: РЕГЛАНТ, 2008. — 214 с.

30. Файнберг Р. И. Ученическое самоуправление: проблемы перестройки // Советская педагогика. — 1987. — № 5. — С. 90–94.

31. Федеральный закон № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». — М.: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2017. — 305 с.

32. Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации». — М.: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2016. — 480 с.

На сегодняшний день мировое сообщество ставит на первый план решение таких проблем, как сохранение нравственных качеств личности, непосредственно формирование личности, способной сделать правильный жизненный выбор, умеющей адаптироваться в обществе, а также инициировать собственные идеи и мнения. Решение данных проблем во многом связано с деятельностью образовательных организаций. Соответственно, общество в процессе своего развития выдвигает перед образовательными организациями требования подготовки выпускников и специалистов, готовых к преобразованиям окружающей социальной и природной среды, способных к управлению на разных уровнях и в разных сферах, компетентных в принятии решений, способных нести ответственность за свои действия, членов общества с активной гражданской и жизненной позицией. Большую роль в решении этой задачи играет деятельность ученического самоуправления в общеобразовательных организациях, которое содействует интенсивному осознанию юношеством свободного выбора, производимого им,, приобщает к реальным шагам по конструированию содержания собственной деятельности. В данном направлении ярким примером являются выборы лидеров ученического самоуправления, так как это затрагивает всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогических работников, родителей обучающихся. Осознание молодыми людьми ответственности за право выбора достойного кандидата на пост главы ученического самоуправления и формирование состава органа ученического самоуправления, которые в дальнейшем будут реализовывать волеизъявление выбравших их, определять путь жизни сверстников на целый учебный год, участвовать в решении важных для образовательного учреждения задач, является значимым содержанием воспитательной работы любой образовательной организации.

Цель работы заключается в изучении и обобщении международного опыта организации ученического самоуправления, определения роли выборных практик в достижении целей ученического самоуправления.

Вопросы организации воспитания и процесса обучения школьников, формирование единой базы полезных знаний о самоуправлении в детском коллективе осуществлялись учеными с давних времен. Нам известно о прогрессивной деятельности многих древних философов и педагогов, чьи мысли, умозаключения из практики учебной и воспитательной деятельности, высказывания и идеи легли в основу создания теории школьного самоуправления. Таковыми являются цитаты Аристотеля о тесной связи умственного, физического, нравственного воспитания и высказывания Платона о воспитании через положительный пример.

Для Цитирования:
Юлия Владимировна Меняйленко, Виталия Станиславовна Шаповалова, Международные выборные практики ученического самоуправления. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: