Впоследние 10 лет именно рейтинги — международные и национальные — задают ориентиры для развития вузов.
Вольно или невольно составители рейтингов диктуют университетам некую модель развития университета. Наверное, это не вполне верно по двум причинам. Во-первых, единой модели рейтингов не существует и нет единой концепции или стратегии развития университета. Её не существует не только на глобальном уровне, но даже на национальном.
Вторая причина. Рейтинги очень часто создаются без достаточного обсуждения, взаимодействия с самими университетами. Сейчас считается, что главным трендом рейтинговой индустрии в области рейтингования университетов является создание новых рейтингов, большого числа subject-рейтингов, нишевых рейтингов. Всё это правильно, но в создании этих рейтингов куда более активное участие, чем сейчас, должны принимать сами университеты. Именно они должны предлагать концепцию, основные моменты, на которые составители рейтингов должны обратить внимание.
Как раз перед началом приёмной кампании обнародуется ведущий российский рейтинг вузов. Я много лет был ответственным секретарём приёмной комиссии факультета, потом — МГУ в целом и, соответственно, понимаю, что эта информация очень нужна абитуриентам, чтобы они в очередной раз увидели, куда идут и что их ожидает.
Сегодня существует некая дихотомия, некое противопоставление репутации и качества. В связи с этим возникает вопрос: насколько рейтинги отражают реально происходящие внутри университета процессы? В какой мере нужно работать именно на рейтинги?
В каждом рейтинге есть некий набор показателей. Если вузы начинают ставить своей задачей «подрасти под рейтинги», самое простое — начинать работать на эти показатели. Репутация — это один из элементов, которые тоже можно отработать.
Но основной тезис, который, я уверен, поддержат все представители вузовского сообщества, заключается в том, что рейтинги должны отражать реальные успехи и достижения вузов, а не наоборот. Нельзя ставить телегу впереди лошади. Соответственно, за качеством должна идти репутация. Повышение позиций в рейтингах должно быть эффектом кумулятивного улучшения процесса образования, научных исследований, служения университета обществу.