По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9

Международное военно-техническое сотрудничество: Россия — Китай

Яковенко Владимир студент ВАВТ 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, д. 4а, E-mail: vladimirjad@mail.ru

Статья посвящена военно-техническому сотрудничеству (ВТС) — многофакторному политико-экономическому процессу, имеющему военные, военно-политические, технико-экономические и социальные аспекты. Цель работы — показать место Российской Федерации на международном рынке вооружений, состояние и основные направления развития ВТС Российской Федерации с Китайской Народной Республикой.

Литература:

1. Барабанов М. С., Кашин В. Б., Макиенко К. В. Оборонная промышленность и торговля вооружениями КНР. — М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2013. — 272 с.

2. Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации 19 декабря 2014 г.). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/12/29/doctrina.htm.

3. Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. № 1062) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170934.

4. Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (Указ Президента Российской Федерации от 18 января 2007 г. № 54) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348934.

5. Греватт Д. Оборонное сотрудничество России и Китая углубляется // Джейнс дифенс уикли. — 2014. — № 48. — С. 22.

6. Ежегодный доклад Министерства обороны США в Конгресс страны. Развитие КНР в областях обороны и безопасности в 2015 г.

7. Каменнов П. Б. Военно-промышленный комплекс КНР на современном этапе // Проблемы Дальнего Востока. — 2016. — № 1. — С. 26–30.

8. Каменнов П. Б. Китай на мировом рынке вооружений // Азия и Африка сегодня. — 2015. — № 11. — С. 12–17.

9. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf.

10. О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами: федеральный закон (принят Государственной Думой РФ 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165966.

11. Певцов Д. Современное состояние судостроительной промышленности Китая // Зарубежное военное обозрение. — 2011. — № 6. — С. 70–77.

12. Портяков В. Контуры внешней политики КНР // Проблемы Дальнего Востока. — 2014. — № 1. — С. 39–45

13. Рогозин Д. О. Война и мир в терминах и определениях. Военно-политический словарь. — М.: Вече, 2011. — 640 с.

14. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами. Перечень субъектов военно-технического сотрудничества Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fsvts.gov.ru/materials/0566953A. html.

15. Федюшко Д., Милованова Л. Китай: покупает, копирует, производит // Военно-промышленный курьер. — 2014. — № 1. — С. 12–15.

16. Фролов А., Кашин В. Проект взаимного доверия // Военно-промышленный курьер. — 2014. — № 23. — С. 4–6.

17. Шлындов А. Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая на пути модернизации и развития // Проблемы Дальнего Востока. — 2014. — № 1. — С. 16–20.

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) — область международных отношений, связанная с поставкой или закупкой продукции (работ, услуг) военного назначения, а также с ее разработкой и производством. ВТС — одно из важнейших направлений военной политики крупных государств [17]. В современных условиях в структуре международных отношений ВТС является одним из приоритетных направлений внешней политики и используется в качестве эффективного инструмента по обеспечению национальной безопасности, военно-политических и экономических интересов. Экспорт продукции военного назначения обеспечивает крупные валютные поступления, позволяет сохранить оптимальную загрузку мощностей и научно-технический потенциал предприятий оборонно-промышленного комплекса в интересах текущих и перспективных программ технического переоснащения вооруженных сил.

Основными принципами военнотехнического сотрудничества России с иностранными государствами являются:

1) приоритет национальных интересов Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества;

2) государственный протекционизм в области ВТС;

3) государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества;

4) недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества;

5) соблюдение международных договоров о нераспространении ядерного оружия, сокращении вооружений и разоружении, запрещении и уничтожении оружия массового поражения;

6) обеспечение политических, экономических и военных интересов Российской Федерации;

7) соблюдение взаимовыгодных военно-политических и экономических интересов в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами на приемлемых для России условиях;

8) соблюдение международных обязательств Российской Федерации по контролю экспорта продукции военного назначения, товаров и технологий двойного назначения;

9) обеспечение равных условий участия в осуществлении военно-технического сотрудничества для всех субъектов данной деятельности, исключение недобросовестной конкуренции между ними.

Для Цитирования:
Яковенко Владимир, Международное военно-техническое сотрудничество: Россия — Китай. Международная экономика. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: