По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Международно-правовой режим контроля над кибероружием в будущем миропорядке: угрозы и перспективы

Ромашкина Наталия Петровна кандидат политических наук, руководитель подразделения проблем информационной безопасности Центра международной безопасности (ЦМБ), ИМЭМО РАН, 117997, Россия, г. Москва, Профсоюзная ул., 23, Е-mail: Romachkinan@yandex.ru, ORCID: 0000–0002–3725–9759

Статья посвящена анализу нарастающего количества проблем в глобальной среде информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые характеризуют современную кризисную военно-политическую ситуацию. Еще недавно о многих из них эксперты из разных стран говорили чисто теоретически, а возможные сценарии использования ИКТ для вредоносного воздействия на военную критическую инфраструктуру порой вообще отрицались. Сейчас эта проблематика не только осознана научным и экспертным сообществом, но речь идет уже об озвученных фактах практического применения кибернетического оружия, других информационных и киберсредств в условиях кризиса. Проблема заключается в том, что вредоносное использование ИКТ может спровоцировать развязывание межгосударственного военного конфликта. В первую очередь, из-за несоразмерного использования методов реагирования на угрозы и атаки, когда пострадавшая сторона может применить в ответ реальное оружие. Кроме того, конфликт может возникнуть по ошибке, так как в настоящее время отсутствует универсальная методология идентификации нарушителей, не выработаны критерии отнесения кибератак к вооруженному нападению, не сформированы универсальные принципы расследования инцидентов. По-прежнему не решены вопросы согласования мер, предпринимаемых в ответ на информационные операции, признанные актами применения силы. В итоге информационные войны и применение новых технологий могут стать детонатором межгосударственного военного конфликта с применением даже ядерного оружия. Поэтому вопрос о необходимости активных действий «великих держав» по предотвращению конфликтов в глобальном информационном пространстве, которые в условиях военных действий могут перерасти в глобальный конфликт, является максимально актуальным. В статье проводится фактологический анализ ИКТ-угроз в период специальной военной операции России, исследуются возможности создания международного режима по запрещению информационного (в том числе, и кибернетического) оружия, актуальность и возрастающая важность изучения этих процессов со стороны научного сообщества. Обоснована постановка проблемы международной информационной безопасности как части более широкой темы международной безопасности на фоне глобальных вызовов.

Литература:

1. Schwab K. The fourth industrial revolution//Foreign Affairs. 2016. — Т. 12.

2. The economic impact of shutting down Internet and mobile phone services in Egypt.//OECD Directorate for Science, Technology, and Industry. URL: http://www.oecd.org/sti/ieconomy/theeconom icimpactofshuttingdowninternetandmobilephoneservicesinegypt.htm.

3. Ромашкина Н. Проблема международной безопасности в ООН//Мировая экономика и международные отношения. — 2020. — Т. 2, с. 64, № 12, сс. 25–32. URL: https://doi.org/10.20542/0131– 2227–2020–64–12–25–32.

4. Ромашкина Н. П. Международная информационная безопасность: деятельность российской дипломатии в ООН//Дипломатическая служба. — 2018. — № 5. — С. 82–86.

5. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей [по Докладу Первого комитета (А/54/558)] 54/49. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. 1 декабря 1999 года. URL: https://www.un.org/ru/ga/first/54/first_res.shtml.

6. Проблемы информационной безопасности в международных военно-политических отношениях. Под ред. А. В. Загорского, Н. П. Ромашкиной. М.: ИМЭМО РАН, 2016, 183 с. URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2016/2016_037.pdf.

7. Ромашкина Н. П. Кибероружие: новая реальность//Национальная оборона. — 2018. — № 9. URL: http://www.oborona.ru/includes/periodics/maintheme/2018/0924/114525074/detail.shtml.

8. Ромашкина Н. П., Марков А. С., Стефанович Д. В. Международная безопасность, стратегическая стабильность и информационные технологии/отв. ред. А. В. Загорский, Н. П. Ромашкина. — М.: ИМЭМО РАН, 2020. — 98 с. URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2020/2020–017.pdf.

9. Заседание Совета Безопасности. 20 мая 2022 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68451.

10. НКЦКИ: существует угроза кибератак на российские информационные ресурсы. 24.02.2022. URL: https://safe-surf.ru/specialists/news/675925/?sphrase_id=45691, https://safe-surf.ru/upload/ALRT/ALRT-20220224.1.pdf.

11. Dilanian K., Kube C. Biden has been presented with options for massive cyberattacks against Russia.//NBC News. URL: https://www.nbcnews.com/politics/national-security/biden-presented-options-massive-cyberattacks-russia-rcna17558.

12. Ромашкина Н. П., Махукова А. В. Компьютерная вредоносная атака на ядерную программу Ирана//Информационные войны. — 2013. — № 4. — С. 40–50.

13. Отчеты о DDoS-атаках. SecureList by Kaspersky. URL: https://securelist.ru/category/ddosreports/.

14. What Is a “Special Military Operation?”. April 21, 2022. URL: https://stories.state.gov/what-isa-special-military-operation/.

15. Wenxue Fu, Jianwen Ma, Pei Chen and Fang Chen. Remote Sensing Satellites for Digital Earth/Manual of Digital Earth, pp.55–123, November 2019. URL: https://doi.org/10.1007/978–981–32– 9915–3_3.

16. Ромашкина Н. П. Космос как часть глобального информационного пространства в период военных действий//Вопросы кибербезопасности. — 2022. — № 6. — С. 100–111. URL: https://cyberrus.com/wp-content/uploads/2022/12/100–111–652–22_8.-Romashkina.pdf.

17. Комолов А. Шойгу: почти вся спутниковая группировка НАТО работает против российской армии. Российская газета. 21.09.2022. URL: https://rg.ru/2022/09/21/shojgu-pochti-vsia-sputnikovaia-gruppirovka-nato-rabotaet-protiv-rossijskoj-armii.html.

18. Выступление заместителя руководителя российской делегации К. В. Воронцова в ходе тематической дискуссии по разделу «Космос (разоруженческие аспекты)» в Первом комитете 77-й сессии ГА ООН. 26 октября 2022. URL: https://russiaun.ru/ru/news/261022_v.

19. Number of satellites in orbit — major countries 2022. URL: https://www.statista.com/statistics/264472/number-of-satellites-in-orbit-by-operating-country/.

20. «Законная цель для удара». Какие страны умеют сбивать спутники. 31.10.2022. URL: https://rtvi.com/stories/zakonnaya-czel-dlya-udara-kakie-strany-umeyut-sbivat-sputniki/.

21. The North Atlantic Treaty. Washington D. C. 4 April 1949. URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_17120.htm.

22. Указ Президента Российской Федерации от 02.06.2020 г. № 355. Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/IluTKhAiabLzOBjIfBSvu4q3bcl7AXd7.pdf.

23. Обращение к участникам и гостям X Московской конференции по международной безопасности. 16 августа 2022 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69166.

1. Schwab K. The fourth industrial revolution//Foreign Affairs. 2016. — Т. 12.

2. The economic impact of shutting down Internet and mobile phone services in Egypt.//OECD Directorate for Science, Technology, and Industry. URL: http://www.oecd.org/sti/ieconomy/theeconom icimpactofshuttingdowninternetandmobilephoneservicesinegypt.htm.

3. Romashkina N. Problema mezhdunarodnoj bezopasnosti v OON//Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. — 2020. — T. 2, s. 64, № 12, ss. 25–32. URL: https://doi.org/10.20542/0131–2227–2020–64–12–25–32.

4. Romashkina N. P. Mezhdunarodnaya informacionnaya bezopasnost': deyatel'nost' rossijskoj diplomatii v OON//Diplomaticheskaya sluzhba. — 2018. — № 5. — S. 82–86.

5. Rezolyuciya, prinyataya General'noj Assambleej [po Dokladu Pervogo komiteta (A/54/558)] 54/49. Dostizheniya v sfere informatizacii i telekommunikacij v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti. 1 dekabrya 1999 goda. URL: https://www.un.org/ru/ga/first/54/first_res.shtml.

6. Problemy informacionnoj bezopasnosti v mezhdunarodnyh vo-enno-politicheskih otnosheniyah. Pod red. A. V. Zagorskogo, N. P. Romashki-noj. M.: IMEMO RAN, 2016, 183 s. URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2016/2016_037.pdf.

7. Romashkina N. P. Kiberoruzhie: novaya real'nost'//Nacional'naya oborona. — 2018. — № 9. URL: http://www.oborona.ru/includes/periodics/maintheme/2018/0924/114525074/detail.shtml.

8. Romashkina N. P., Markov A. S., Stefanovich D. V. Mezhdunarodnaya bezopasnost', strategicheskaya stabil'nost' i informacionnye tekhnologii/otv. red. A. V. Zagorskij, N. P. Romashkina. — M.: IMEMO RAN, 2020. — 98 s. URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2020/2020–017.pdf.

9. Zasedanie Soveta Bezopasnosti. 20 maya 2022 goda. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68451.

10. NKCKI: sushchestvuet ugroza kiberatak na rossijskie informaci-onnye resursy. 24.02.2022. URL: https://safe-surf.ru/specialists/news/675925/?sphrase_id=45691, https://safe-surf.ru/upload/ALRT/ALRT-20220224.1.pdf.

11. Dilanian K., Kube C. Biden has been presented with options for massive cyberattacks against Russia.//NBC News. URL: https://www.nbcnews.com/politics/national-security/biden-presented-options-massive-cyberattacks-russia-rcna17558.

12. Romashkina N. P., Mahukova A. V. Komp'yuternaya vredonosnaya ata-ka na yadernuyu programmu Irana//Informacionnye vojny. — 2013. — № 4. — S. 40–50.

13. Otchety o DDoS-atakah. SecureList by Kaspersky. URL: https://securelist.ru/category/ddosreports/.

14. What Is a “Special Military Operation?”. April 21, 2022. URL: https://stories.state.gov/what-isa-special-military-operation/.

15. Wenxue Fu, Jianwen Ma, Pei Chen and Fang Chen. Remote Sensing Satellites for Digital Earth/Manual of Digital Earth, pp.55–123, November 2019. URL: https://doi.org/10.1007/978–981–32– 9915–3_3.

16. Romashkina N. P. Kosmos kak chast' global'nogo informacionno-go prostranstva v period voennyh dejstvij//Voprosy kiberbezopasnosti. — 2022. — № 6. — S. 100–111. URL: https://cyberrus.com/wp-content/uploads/2022/12/100–111–652–22_8.-Romashkina.pdf.

17. Komolov A. SHojgu: pochti vsya sputnikovaya gruppirovka NATO rabotaet protiv rossijskoj armii. Rossijskaya gazeta. 21.09.2022. URL: https://rg.ru/2022/09/21/shojgu-pochti-vsia-sputnikovaia-gruppirovka-nato-rabotaet-protiv-rossijskoj-armii.html.

18. Vystuplenie zamestitelya rukovoditelya rossijskoj delegacii K. V. Voroncova v hode tematicheskoj diskussii po razdelu «Kosmos (razoru-zhencheskie aspekty)» v Pervom komitete 77-j sessii GA OON. 26 oktyabrya 2022. URL: https://russiaun.ru/ru/news/261022_v.

19. Number of satellites in orbit — major countries 2022. URL: https://www.statista.com/statistics/264472/number-of-satellites-in-orbit-by-operating-country/.

20. «Zakonnaya cel' dlya udara». Kakie strany umeyut sbivat' sputni-ki. 31.10.2022. URL: https://rtvi.com/stories/zakonnaya-czel-dlya-udara-kakie-strany-umeyut-sbivat-sputniki/.

21. The North Atlantic Treaty. Washington D. C. 4 April 1949. URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_17120.htm.

22. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.06.2020 g. № 355. Ob Osnovah gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti yadernogo sderzhivaniya. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/IluTKhAiabLzOBjIfBSvu4q3bcl7AXd7.pdf.

23. Obrashchenie k uchastnikam i gostyam X Moskovskoj konferencii po mezhdunarodnoj bezopasnosti. 16 avgusta 2022 goda. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69166.

Ускоренное развитие вычислительной техники и новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) все больше становится причиной перемен в политической, экономической и социально-культурной сферах. Эксперты из разных стран мира считают, что мы живем в условиях четвёртой индустриальной революции, объединяющей возможности информационных технологий, промышленного производства, Интернета вещей и услуг, а индекс конкурентоспособности экономики государств имеет высокий уровень корреляции с индексом развития ИКТ [1]. По оценкам Бостонской консалтинговой группы (The Boston Consulting Group), одной из ведущих международных компаний в области аналитики экономики и управленческого консалтинга, влияние Интернета на эффективность деятельности фирм выше, чем любой другой технологии со времен предыдущей промышленной революции [2]. Вероятно, поэтому сегодня в информационном пространстве идет жесткая борьба за лидерство в этом новом революционном процессе.

Информационно-коммуникационные технологии, т. е. все процессы взаимодействия с информацией, осуществляемые посредством устройств вычислительной техники и различных средств коммуникации, являются неизменным атрибутом повседневной жизни, оказывают беспрецедентное влияние на экономические и политические процессы, общественные структуры и международные отношения. В последние десятилетия ИКТ стали, по сути, катализатором прогресса жизнедеятельности людей. Все государства признают значительные преимущества ИКТ, но лавинообразное нарастание угроз в этой сфере привело к осознанию опасного факта: вредоносное применение ИКТ может представлять серьезную опасность для мира, международной безопасности и стратегической стабильности. Таким образом, международная информационная безопасность (МИБ) стала неотъемлемой частью глобальной безопасности. Неудивительно, что по этой проблеме в последние годы ведутся дебаты во всех международных организациях по обеспечению безопасности в различных областях, множестве национальных и межгосударственных институтов и организаций. При этом в цифровой среде необходима эффективная система МИБ, т. е. координирующие действия акторов, международные и внутригосударственные механизмы, главным среди которых является ООН. Именно поэтому различные аспекты МИБ уже более 20 лет стоят на повестке дня Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН, который рассматривает угрозы миру и международной безопасности и обсуждает пути их укрепления.

Для Цитирования:
Ромашкина Наталия Петровна, Международно-правовой режим контроля над кибероружием в будущем миропорядке: угрозы и перспективы. Дипломатическая служба. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: