Стремительно меняющийся ландшафт мировой экономики и политики является сегодня ключевым фактором развития экономических систем. В условиях усиливающейся международной интеграции обостряются социально-экономические проблемы мирового развития, приобретая глобальный характер. Решение глобальных проблем также должно лежать в плоскости международных отношений и международного сотрудничества государств. Одной из старейших форм международных экономических отношений является обмен товарами и услугами, то есть международная тор говля.
Государственное регулирование внешней торговли представляет собой форму реализации внешнеторговой политики страны, которая формируется исходя из национальных интересов, текущей экономической ситуации, а также приоритетов в сфере экономической безопасности. Задача государства — сделать так, чтобы внешняя торговля способствовала увеличению рыночного предложения на тех рынках, где это необходимо, но в то же время не приводила к критическому уровню зависимости от зарубежных поставщиков, ставя под угрозу экономическую безопасность. В особенной степени это актуально для стратегически важного сегмента потребительского рынка — продовольственного рынка.
Цель исследования — изучить влияние внешней торговли на продовольственную безопасность стран мира с учетом их дифференциации по уровню аграрного потенциала и экономического развития. Исследование исходит из того, что и полный продовольственный суверенитет, и абсолютная продовольственная зависимость в условиях современной системы мирохозяйственных связей не только невозможны, но и нецелесообразны. Научной гипотезой является предположение о том, что статус аграрной не гарантирует стране достижения продовольственной безопасности.
Исследованию теоретических и прикладных проблем международной торговли и ее влияния на экономический рост и развитие государств посвящены труды многих ученыхэкономистов. Особое внимание авторами уделено изучению современных (вторая половина XX — начало XXI века) научных концепций, раскрывающих роль и факторы формирования конкурентных преимуществ, а также новые закономерности международной торговли (Портер М., Кругман П., Бхагвати Д., Хафбауэр Г., Джереффи Г., Райнерт Э. и др.).