Маркировка, как элемент в системе управления качеством продукции играет большую роль в создании потребительских предпочтений и повышении конкурентоспособности товара.
Международный опыт введения обязательной маркировки товаров показывает положительный эффект от ее использования, который можно охарактеризовать следующими факторами [1]: во — первых, маркировка позволяет эффективно работать с черным и «серым» рынками торговли товарами, результатом чего являются повышение прибыли легальных товаропроизводителей и рост собираемости налогов; во-вторых, введение маркировки является защитой потребителя от некачественной продукции.
В настоящее время маркировка товаров приобрела международный характер и является одним из основных требований осуществления торговой деятельности.
Маркировка товара берет свое начало с 1973 г., когда в США для упорядочивания и автоматизации процессов закупки, хранения и учета товаров были разработаны единые стандарты. Тогда же появилась символика первого штрих-кода UPS (Универсальный код продукции) [2]. В 1974 г. был создан Совет по унифицированному коду UCC (Uniform Code Council, Inc.). В 2005 г. в результате объединения американской ассоциации UCC с канадской ECCC (Electronic Commerce Council of Canada) и европейской EAN (European Article Number) был создан единый совет по стандартизации. Сегодня он известен как Ассоциация GS1 (Global Standard One) — международная независимая некоммерческая организация по стандартизации учета и штриховому кодированию товарных единиц. Она имеет представительства в 130 странах мира и является ведущим органом в области установления правил маркировки продукции. Ассоциация разрабатывает и внедряет стандарты штрихового кодирования GTIN, GLN, SSCC и другие, позволяющие быстро получить информацию о происхождении того или иного товара, его производителе, составе, месте хранения, наличии на складе и т. д.
Код GTIN (Global Trade Item Number — глобальный номер предмета торговли) используется для идентификации товара. В зависимости от вида товара или его группы в его штрих-коде может находиться от 8 до 14 цифр, используется в каталогах, прайс-листах, распределительных центрах, в розничной и оптовой торговле, на складах, в бухгалтерском учете и т. д.