Дата поступления рукописи в редакцию: 30.01.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 10.02.2024.
Конец XX века привнес в мировое экономическое пространство процессы сближения и сращивания национальных экономик. Сращивание экономик отдельных стран и создание единой хозяйственной системы получили название международной экономической интеграции (МЭИ). Этот процесс весьма актуален для многих сфер экономической деятельности человечества, не исключение— сфера досуговой экономики и туризма.
Теория интегрального взаимодействия стран и регионов рассматривается в классической экономической теории Адама Смита, Давида Рикардо, Дж. Миля. Вопросы интеграции капиталов рассматривались сторонниками раннего и позднего неолиберализма, представителями которого являлись В.Репке и Б. Баласса. Проблема, с точки зрения системы управления затронута в трудах корпорационалиста Ростоу У., а также в направлениях экономической теории структуралиста Г.Мюрдаля и неокейнсианца Р.Купера.
Теорию международной экономической интеграции разрабатывали современные российские ученые С.А Афонцев, А.С. Булатов, С.А. Караганов, А.П. Киреев, Е.А. Киселеа, А.Н. Невский, В.С. Панкьков, А.И. Суздальцев, Б.А. Хейфец, М.Н. Чупурина, Ю.В. Шишков и др. Каждый из исследователей рассматривал различные аспекты международной экономической интеграции. Рассмотрим более подробно аспекты досуговой экономики, в частности сферы культуры и туризма.
История межгосударственных отношений в сфере культуры имеет более 200-летную историю. Можно вспомнить, что турецкая культура имела особое место в культурном наследии российской литературы и живописи. Турция многие столетия была синонимом восточной экзотики. Культура и ментальность османской империи были магнитом для путешественников.
Конечно, началом встраивания туристских отношений между нашими странами стали паломнические стремления. Через Царьград со времен Византии проходили пути в Святую землю и на гору Афон. Уникальное географическое расположение на берегу Босфора перетянуло на себя внимание путешественников. Впечатления, которые получали паломники еще при Иване Грозном, легли в основу первых «путевых заметок», а впоследствии стали эпосом и былинами.