Можно назвать множество разных причин, из-за которых муниципалитеты функционируют неэффективно, но только одна, в абсолютных условиях рыночных отношений, обездвиживает кровоток муниципалитетов на пути их развития — это финансы. Банально! Но, как говорится, против лома нет приема.
Находясь в зоне экономической неполноценности, абсолютное большинство муниципалитетов зависит от межбюджетных отношений с регионами, то есть живет по средневековому правилу — «вассал моего вассала». Бюджет муниципалитета не рождается в его недрах, а возникает в министерстве финансов субъекта из расчетов по замысловатой методике на каждое муниципальное образование. В октябре эти цифры спускают на места, а уже к концу ноября муниципальные депутаты готовят и утверждают по ним свой годовой бюджет. Дальше начинается то, о чем выразиться можно так: нет повести печальнее на свете, чем сказ о местной власти и бюджете!
Средств сверстанного таким образом бюджета муниципального образования хватает лишь на зарплату его служащих, оплату коммунальных услуг за объекты собственности администрации и налога на эту собственность, уличное освещение, функционирование по минимуму Центра культуры, досуга и спорта, частично на неотложный ремонт внутрисельских дорог, ГО и ЧС, благоустройство. И всё! Где уж тут 46 полномочий, прописанных сегодня в федеральном законе № 131?
И если даже исключить «полуживые» вопросы местного значения, такие, например, как осуществление муниципального лесного контроля, создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения и т. д., все равно деньги нужны на то, без чего муниципальное образование работать не может, но должно — провести энергоаудит, изготовить схемы теплоснабжения, водоотведения, электроснабжения, узаконить право собственности, создать запас продовольствия и медикаментов на случай ЧС, организовать межведомственное взаимодействие и оказание муниципальных услуг.
Средства нужны на обязательное софинансирование при участии в краевых и федеральных программах, на сметы, экспертизы, аттестацию рабочих мест, помпы, сирены, добровольную пожарную дружину, дорожные знаки, уборку лицензированной техникой снега, на строительство хозплощадок под мусорные контейнеры, квартиру для участкового инспектора, ремонт помещения администрации муниципального образования и т. д. И средства немалые. Замерил рулеткой посланник БТИ участок 25 × 30 метров — 25 тыс. рублей, приехал специалист энергоаудита — 80 тыс. рублей за одно здание, хочешь открыть право муниципальной услуги через «Ростелеком» для населения — пожалуйте 350 тыс. рубчиков, а открыть их в районе надо 21. Откуда эти цены и где взять такие деньги?