По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Между дипломатией и авторитаризмом: как выстраивать отношения с ключевыми сотрудниками в коллективе?

Если у вас возник вопрос «Как выстраивать отношения с ключевыми сотрудниками в коллективе?», вам срочно требуется менять организационную структуру компании. Передовая бизнес-теория говорит: построение организации вокруг «ключевых сотрудников» делает ее более хрупкой, увеличивает риск стагнации и организационных ловушек. Как этого избежать — рассказывает старший консультант «Адизес Бизнес Консалтинг» (ранее — Adizes Institute Russia) Юрий Данилевский.

Начнем с определения. В русском языке термин «ключевой» используется для обозначения чего-то главного, основного, важного или критически значимого.

Идея о том, что некоторые сотрудники важнее для достижения целей организации, уходит корнями в трудовую экономику и теорию человеческого капитала. Эта теория, разработанная такими экономистами, как Нобелевский лауреат 1992 г. Гэри Беккер, гласит: квалификация, знания и навыки сотрудников — это активы, которые влияют на успех организации. В рамках этой теории появилось осознание того, что отдельные сотрудники могут обладать уникальными навыками, которые сложно заменить.

Вследствие этого распространено мнение, что ключевые сотрудники — это якобы основа успеха компании: «бесценные алмазы в короне», «замковый камень». И следовательно, построение с ними «специальных отношений» — сугубо доверительных, обостренно уважительных — позволит удерживать их, повышать их продуктивность и вовлеченность. Якобы главное — понимать их потребности и создавать особые условия для их профессионального и личностного роста. Другими словами, всячески умасливать.

За свою 15-летнюю практику изменения систем менеджмента в сотнях компаний я наблюдал и абсолютно противоположную точку зрения. Харизматичные основатели сами видят себя и только себя «замковым камнем» компании. Это особенно характерно для руководителей с подавляющим стилем «Е» (функция entrepreneurship, «предпринимательство») в личном PAEI-коде руководителей по системе Ицхака Адизеса1.

Подчиненные при этом обязаны играть роль «клакеров», аплодирующих любым решениям гениального вождя; все успехи приписываются ему, а неудачи объясняются глупостью, недобросовестностью, коррупционностью «бояр». Ключевых сотрудников здесь нет; а даже те, кто проявляет какие-либо особые способности, вынуждены использовать особые техники коммуникации, чтобы их идеи хоть как-то просочились наверх. Авторитаризм, или диктаторство, — имя этой ситуации.

Для Цитирования:
Между дипломатией и авторитаризмом: как выстраивать отношения с ключевыми сотрудниками в коллективе?. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: