В связи с происходящими демографическими изменениями в современном мире, основной тенденцией которых является постарение населения, изменяется структура общественного здоровья. В последние десятилетия ближе к концу жизни большинство людей страдают хроническими прогрессирующими болезнями [10]. Благодаря достижениям современной медицины пациенты имеют возможность жить дольше с хроническими заболеваниями, ограничивающими их жизнедеятельность, в результате чего им требуется паллиативная помощь [9]. В современном контексте паллиативная помощь показана всем пациентам любого возраста и независимо от диагноза, с момента постановки диагноза, угрожающего жизни, или изнуряющего заболевания [11].
В последние годы в России происходит процесс институционализации паллиативной помощи, цель которой заключается в улучшении качества жизни пациентов и членов их семей, столкнувшихся с угрожающим жизни заболеванием [8, 12].
В системе здравоохранения, относящегося к базовым социальным институтам [5], целесообразно выделить четыре субинститута согласно выполняемым ими функциям: «первичная медико-санитарная помощь», «скорая медицинская помощь», «специализированная медицинская помощь», «паллиативная медицинская помощь» [2].
Субинститут паллиативной помощи подчиняется общей цели института и обеспечивает осуществление одной из функций.
Формирование субинститута паллиативной помощи в России подчинено общей логике институционализации, который состоит из нескольких последовательных этапов:
— возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
— формирование общих целей;
— появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
— появление процедур, связанных с нормами и правилами;
— институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;
— установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;