По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Метровагонмаш: качество, надежность и безопасность

М. И. Бирюков e-mail: mihailbir@yandex.ru

В 2022 году Метровагонмаш отметил 125 лет со дня основания. За эти годы вагоны метро претерпели массу метаморфоз, продиктованных временем, экономическими условиями развития общества и, конечно, технологической эволюцией. Но всегда на первом месте для МВМ были качество, надежность и безопасность. Плюс красота и удобство.

В 1895 году потомственный почетный гражданин Савва Мамонтов, дворянин Константин Арцыбушев и гражданин Североамериканских штатов, временный Московской 1-й гильдии купец, инженер А.В. Барри представили в Министерство финансов Российской империи проект под названием «Московское акционерное общество вагоностроительного завода». В январе следующего года Комитет министров разрешил «учреждение означенной Компании», а ее устав, как тогда было принято, утвердил сам Николай II.

Новый завод открылся в 1897 году в городе Мытищи Московской области. Он предназначался для постройки подвижного железнодорожного состава и изготовления запасных частей. Первой продукцией стали вагоны для Северной железной дороги.

В 1903 году началось производство трамвайных вагонов и снегоочистителей для Москвы.

В этот период Мытищинский завод по объему выпуска продукции занимал второе место в стране среди машиностроительных предприятий. Еще до начала Первой мировой войны завод принял заказы от военного ведомства и приступил к изготовлению полевых вагонов и платформ для перевозки военной техники.

С 1 июля 1920 года Мытищинский завод был включен в ударную группу крупнейших предприятий Москвы и Подмосковья, которые должны были выполнять наиболее важные работы по восстановлению народного хозяйства, и в первую очередь транспорта. Управление завода пыталось преодолеть последствия гражданской войны, решить проблемы со снабжением, достать необходимые инструменты и оборудование. В 1924 году были созданы бюро производства и технический контроль. В результате принятых мер производительность стала быстро расти, и уже в 1926 году завод дал около двух норм продукции от довоенного уровня.

1925–1926 годы стали для завода переломными. С этого времени начала восстанавливаться его специализация как вагоностроительного предприятия, сократилось производство сельскохозяйственных машин. Завод выпускал электропоезда, которым был присвоен индекс С («Северный тип»). В 1926 году конструкторы Бабин и Двухшерстнов на базе серийно выпускаемых трамваев разработали проект первого в стране 19-метрового металлического вагона для электрифицированной железной дороги Баку — Сабунчи — Сураханы. В 1929 году на Мытищинском вагоностроительном заводе были изготовлены электрические пассажирские поезда для маршрута Москва — Мытищи.

Для Цитирования:
М. И. Бирюков, Метровагонмаш: качество, надежность и безопасность. Железнодорожник. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала