По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.42

Метрополитен Москвы: итоги работы за январь — март 2020 г. и прогноз сбоев на апрель — июнь 2020 г.

А. А. Кочетков сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия E-mail: AKochetkov@fa.ru https://orcid.org/0000-0002-9731-8044

В статье представлен статистический анализ динамики сбоев московского метро в январе — марте 2020 г. Выявлены сезонные факторы, влияющие на аварийную динамику московской подземки, в том числе отмечена роль «эпидемиологической составляющей». Составлен прогноз аварийной динамики московского метрополитена на апрель — июнь 2020 г., построенный на основе логистического отображения. На основе математической модели приведен общий прогноз аварийной динамики (в разрезе линий) на первое полугодие 2020 г. Также приведены данные по аварийной статистике «значительных катастроф» за последний год.

Литература:

1. Махмутов, К.М. Устройства интервального регулирования движения поездов на метрополитене. — Москва : Транспорт, 1986. — Текст : непосредственный.

2. История Московского метрополитена. — URL: https://moscowchronology.ru/metro.html (дата обращения: 17.03.2020). — Текст : электронный.

3. Электроснабжение метрополитенов. Устройство, эксплуатация и проектирование ; под ред. Е.И. Быкова. — Москва: Транспорт, 1977. — Текст : непосредственный.

4. Правила технической эксплуатации метрополитенов РФ. — URL: http: wikinashtransport.ru/ wiki/Правила_технической_эксплуатации_метрополитенов_РФ (дата обращения 15.03.2020). — Текст : электронный.

5. Московский метрополитен. — URL: https://mosmetro.ru/ (дата обращения 10.03.2020). — Текст : электронный.

6. ГУП «Московский метрополитен». — URL: https://investmoscow.ru/city-projects/plannedinvestment- projects/транспорт/тпу/гуп-московский-метрополитен/ (дата обращения 17.03.2020). — Текст : электронный.

7. Мир метро. — URL: http://www.mirmetro.net/moscow. — Текст : электронный.

8. Схема путевого развития Московского метрополитена. — URL: http://trackmap.ru/img/ trackmap.gif (дата обращения 16.03.2020). — Текст : электронный.

9. Модель Московского метро в 3D. — URL: https://varf.ru/metro3d/?p=90&t=45&d=41.05255888325765 (дата обращения 16.03.2020). — Текст : электронный.

10. Электровагоны типа А. — URL: http://vagon.metro.ru/passenger/a.html (дата обращения 14.03.2020). — Текст : электронный.

Январь 2020 г. характеризовался относительно предсказуемым числом сбоев, которые не выходили за рамки среднемесячных значений1 (см. табл. 1). Исключения составили две линии — Замоскворецкая (4 сбоя в месяц) и Серпуховско-Тимирязевская (4 сбоя в месяц). Позитивным моментом является тот факт, что проблемная Таганско-Краснопресненская линия остановилась на уровне 3 сбоев в январе и 2 сбоев в марте.

Однако в феврале 2020-го ситуация начала меняться на линиях в худшую сторону. Возросло количество сбоев на Серпуховско-Тимирязевской линии — до 6 сбоев в месяц, а на Таганско-Краснопресненской линии — до 7 сбоев.

Тревожной тенденцией явилось увеличение числа инцидентов на Калужско-Рижской линии (в феврале и марте — 4 сбоя). Это связано в большей степени как с нахождением пассажиров на пути, так и с чисто техническими причинами. Также беспокойство внушает стабильное число происшествий на Замоскворецкой линии (4 инцидента — с января по март).

Все это свидетельствует о том, что проблемные линии по-прежнему работают на пределе своих возможностей и не справляются с перевозом пассажиров. В связи с этим необходимо внедрять конструктивные меры к исправлению ситуации: внеплановый ремонт и модернизация «проблемных участков», замена рельсового полотна, дополнительный обход путей и полная диагностика механизмов инфраструктуры (кабелей, запирающих устройств, стыковочных швов и т.д.). Кроме того, необходимо усилить работу службы безопасности для предотвращения нахождения на пути пассажиров в состоянии алкогольного опьянения или зацеперов.

Исходя из данных табл. 1 и диаграммы (рис. 1), можно увидеть, что всего за 3 месяца произошло 59 сбоев, из которых 18 приходятся на январь, 29 на февраль и 12 на март. Предполагается, что до конца марта 2020 г. произойдет не менее 12 сбоев. Таким образом, общее число сбоев за I квартал 2020 г. составит около 60 инцидентов.

Выходит, что в среднем за 2,5 месяца (75 дней) произошло 59 технических аварий. Отталкиваясь от этих значений, мы делим 59 сбоев на 75 дней, чтобы определить интенсивность потока аварий на линиях. Получаем значение λ, которое равно 0,78 сбой/день.

Для Цитирования:
А. А. Кочетков, Метрополитен Москвы: итоги работы за январь — март 2020 г. и прогноз сбоев на апрель — июнь 2020 г.. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: