По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.147.88 DOI:10.33920/pro-01-2506-11

Методы решения проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах

Иващишина Полина Вадимовна PR-специалист проекта «В центре науки», ГАОУ ДПО ЦПМ

Российское образование претерпевает серьёзные изменения, которые связаны с ростом спроса на гуманитарные направления, изменчивостью рынка труда, интеграцией современных средств и методов образования, коллаборацией учреждений высшего образования с онлайн-школами и курсами. Кроме того, одной из основных целей развития является усиление фундаментального образования, а именно обучение специалистов без ущерба основным дисциплинам. Тем не менее, одной из важных проблем является специфика преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах. Методами решения данной проблемы является эффективное педагогическое проектирование, в результате которого разрабатывается программа преподавания с особым вниманием к интересам и особенностям студентов. Ещё одним, не менее важным методом повышения качества преподавания, являются курсы повышения квалификации для преподавателей, которые позволяют обрести важные методические навыки.

Дата поступления: 10.12.2024. Дата принятия к публикации: 26.12.2024

В настоящее время российское образование претерпевает изменения: продолжается внедрение онлайн-формата в обучение, особое внимание уделяется проектной деятельности и практике. Остается чрезвычайно актуальным вопрос изучения гуманитарных дисциплин в технических вузах, наблюдается тенденция снижения уровня подготовки обучающихся по предметам социально-экономической направленности.

Знакомство с гуманитарными науками важно для понимания мироустройства. Основной целью учреждений высшего образования является подготовка квалифицированных специалистов, которые не замыкаются в рамках своей профессии и обладают определёнными знаниями в различных областях. Соответственно, программы гуманитарного направления подготовки включают изучение точных наук, а в технических вузах учебный план предусматривает изучение гуманитарных наук. Стоит отметить, что в технических вузах преподавание гуманитарных дисциплин заметно отличается от того, как их изучают на гуманитарных направлениях подготовки в вузах. Основная проблема заключается в сокращенной программе гуманитарных дисциплин, ограничение количества лекционных часов не позволяет в полной мере изучить даже основные темы. В первую очередь это оказывает влияние на формирование гражданской позиции и становление коммуникативных навыков у студентов технического профиля.

Активное внедрение гуманитарных дисциплин в университетское образование было развернуто после подписания Болонского соглашения. Его основной целью декларировалось создание единого образовательного пространства, в котором особая роль уделена гуманитаризации высшего образования. Однако в последние годы стало заметно прогрессирующее снижение уровня преподавания гуманитарных предметов, сокращение отведенных на них часов и, следовательно, активное снижение интереса студентов. Пока большинству студентов сложно осознать, почему им необходимо изучать предметы социально-экономического цикла. Эти дисциплины влияют на общее развитие, формирование коммуникативного навыка и опыта в решении вопросов, касающихся жизни человека. Кроме этого, гуманитарные дисциплины оказывают серьёзное влияние на уровень культурного развития конкретного человека и уровень культурного развития общества в целом.

Для Цитирования:
Иващишина Полина Вадимовна, Методы решения проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах. Управление качеством. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: